Зимняя рыбалка на течении.
Идем за лопырем. (окончание)
Павел Филин (Рыболов-Elite № 2 / 1999 г.)

Зимняя рыбалка на течении. Идем за лопырем. (начало)
Павел Филин, Геннадий Филин (Рыболов-Elite № 1 / 1999 г.)


Особенности поиска рыбы зимой на реке

Поймать рыбу на течении - дело техники. Гораздо сложнее ее найти. За несколько лет ловли на Оке выработалась целая система поиска рыбы. Основана она на том, что рыба в реке зимой распределена неравномерно: большие ее массы сконцентрированы на очень небольших участках - чаще всего это либо ямы, либо перепады глубин. Зная технологию поиска таких мест, вы можете рассчитывать на успех.

Зимняя рыбалка с удочкой на течении имеет много сходства с летней ловлей спиннингом. Проявляется это прежде всего в особенностях поиска рыбы. Зимой, как и летом, рыболов ориентируется на реке прежде всего по характеру рельефа берега, из очертаний которого можно "выудить" важную информацию о глубине на том или ином участке, наличии перепада глубин, скорости течения. Есть еще одно, сближающее летнюю спиннинговую и зимнюю ловлю удочкой на течении: если удалось нащупать подводную бровку - считайте, полдела сделано. Спиннингистам известно, что вдоль подводных бровок лежат заветные тропы судака. Перемещается вдоль них и вся остальная рыба, причем ее концентрация может быть очень высокой.

Зимой я постоянно сталкивался с тем, что рыба клевала на полосе шириной 1,5 метра — именно там, где проходила линия бровки. Шаг в сторону - и ни поклевки, так что опыт ловли спиннингом будет вам как нельзя кстати зимой. И наоборот, найденные зимой бровки и перепады глубин (в дальнейшем я буду использовать оба этих понятия в качестве синонимов. - П.Ф.) выручают спиннингиста летом - дают ему представление об общем рельефе дна на том или ином участке реки и, что более важно, о закономерностях расположения бровок относительно берега того или иного типа. Правда, следует учесть, что если летом судак может стоять за ближними бровками на глубинах от 2 до 3 метров, то зимой нас прежде всего интересуют бровки на глубинах от 3-4 метров. Постараюсь описать наиболее типичные стоянки рыбы зимой, привязывая их местоположение к тому или иному типу берега.

Ямы ниже мысов (рис.1). На Оке, как и на большинстве рек, один берег чаще всего пологий, другой, особенно если это поворот реки, представляет из себя крутояр. Местами движение воды и эрозия образуют в обрывистом берегу бухты с большой глубиной и слабым переменным или обратным течением.


Рис.1. Примерное направление струй и наиболее перспективные места ловли ниже мысов:
- наиболее перспективный участок ловли
- "мертвая точка"
- направление струй

Рис.2. Череда мысов и бухт на Оке.

В Рязанской области недалеко от г.Спасска есть довольно продолжительный участок Оки, где берега -цепочка из глиняных мысов и бухт с суводями. Глубины в них достигают 15-20 метров (рис.2). Такие ямы очень привлекательны для лопыря. (Обобщенное название лещовых, употребляемое среди рыболовов Рязанской области. Сюда относятся такие окские рыбы, как лещ, густера, синец, белоглазка.) Начинать облавливать их следует с участка, расположенного непосредственно за мысом. Именно там находится так называемая "мертвая точка" - участок реки, где донное течение практически отсутствует (или оно периодически то появляется, то исчезает), а глубина достигает своего максимального значения.

Обычно в таком месте располагается довольно плотная стая белоглазки, там же встречаются судак, берш. Ловить в таком месте можно практически любой из снастей, описанных в первой части статьи. Если глубина очень большая, лучше использовать снасть № 1, с поводком и грузилом (см. "Рыболов-Elite" № 1'99). Рыбалка получится более оперативной, так как вы потратите гораздо меньше времени на опускание снасти.

Другой участок бухты, где может стоять стая рыбы, находится на выходе из ямы. Глубина обычно колеблется в пределах 3-7 метров. Течение несильное, но более равномерное, чем за мысом. Очень часто в таком месте образуются пологие бровки. Наиболее вероятна встреча с густерой, белоглазкой, подлещиком. Ловить лучше на снасть № 2 с поводком и мормышкой. В середине бухты рыба бывает реже - появляется там, когда ее "выбивают" с первых двух участков. Поскольку в центре ямы скорость течения и его направление в разных слоях постоянно меняются, лучше ловить на более тяжелую снасть - № 1, с поводком и грузилом.

Впадины в берегах, расширения реки (рис.3). Обычно за мысом образуется зона обратного течения. Быстрее всего рыбу удастся обнаружить на границе основного и обратного течения. Скорее всего, кстати, в этом месте проходит бровка. Наиболее вероятная добыча - густера, тяготеющая к тиховодью.

oo
Рис.3. Перспективные места ловли:
а - около небольших впадин; б - ниже расширения реки.

Резкое сужение реки (рис.4). Иногда между берегом и отбойной струёй от угла, который образуется в результате сужения реки, возникает "мертвая точка" с довольно большой глубиной (рис 4,а). На Оке с таким явлением я сталкивался дважды. Оба раза клевала сопа. Ловил я ее там снастью № 2, с поводком и мормышкой. От мыса, образовавшегося от сужения реки, обычно уходит косая отбойная струя, вдоль границы которой образуются суводи, а ближе к берегу течение практически отсутствует (рис.4,6). На границе струи и тихой воды чаще всего образуется наносная бровка. Здесь и следует искать рыбу. Поймать можно практически любой вид - густеру, леща, плотву, окуня и т.д.


Рис.4. Места ловли в районе сужения реки.

Рис.5. Участок ловли ниже поворота.

Участок ниже поворота реки (рис.5). Так же, как и в случае с расширением реки, основное течение как бы отходит от берега, около которого образуется участок со спокойной водой. На границе течения и тихой воды (в зимних условиях ее можно провести гипотетически, руководствуясь лишь характером берега) обычно образуется широкий свал в глубину. Здесь наверняка будет стоять рыба.

Участок реки выше затона (рукава, притока) (рис.6). Трудно сказать, почему чаще всего рыба стоит именно выше затона. На практике это явление отмечалось уже много раз. Возможно, причина в том, что ближе к выходу из затона глубина увеличивается, и рыба предпочитает стоять на этом склоне. Иногда, впрочем, бывает, что рыба облюбовывает участки ниже затона, особенно если есть какие-то специфические условия, например, резкое сужение или расширение реки.


Рис.6 Участок ловли выше затона.

Рис.7. Участок ловли ниже плотин и дамб.

Места ниже плотин и дамб (рис.7). Известно, что около таких мест много рыбы скапливается всегда - зимой, и летом. Рыбалка может быть особенно успешной, если ниже дамбы имеется большая глубина. Обычно ниже плотин и дамб образуются суводи, отличающиеся непостоянным (как по силе, так и направлению) течением, и там вы найдете белоглазку. Удобнее всего ловить ее снастью № 1, с поводком и грузилом.

Участки вдоль ровного берега. На широких плесах Оки течение в 15-30 метрах от берега бывает совсем слабым, около границы фарватера оно усиливается. Обычно тут находится довольно продолжительный скат в глубину. На нем иногда держатся подлещик и густера. Мормышка с поводком в данных условиях окажется самой подходящей снастью. В 5-10 метрах от обрывистого берега глубина обычно колеблется от 3 до 10 метров. Здесь могут держаться белоглазка, лещ, густера, но обычно это малочисленные компании. Пользоваться ли снастью № 1 или № 2, зависит от силы течения и глубины.

Поиск рыбы по границе шуги

Граница шуги считается одним из важнейших ориентиров при поиске рыбы зимой. Это неширокая полоса (0,5-2 метра), бугорок из ледяных торосов и льдин, идущий вдоль берега на небольшом от него удалении (обычно в 20-30 метрах). Образуется этот бугорок следующим образом. Почти каждый год в ноябре - декабре по Оке идет шуга. Только что замерзшая река вскрывается, и по ней плотной массой плывут льдины, ледяная крошка. Но не вся река целиком освобождается от ледяного панциря - остается береговой припай, который образовался еще до того, как река полностью замерзла (поэтому лед его отличается большей толщиной). Почти всегда граница припая - это граница тихой воды и течения - и, соответственно, перепада глубин.

 Шуга идет вдоль этого припая, и отдельные льдины налезают на него, другие, наоборот, оказываются под ним. Иногда все пространство между дном и припаем оказывается забитым льдинами, крошкой, песком, ракушками. Вода в таких местах имеет рыжий оттенок. Когда река вновь замерзает, на границе припая образуется хорошо заметная полоса из ледяных торосов. Именно вдоль нее следует искать рыбу. Полоса шуги говорит о том, что:

Эти три признака делают данный участок наиболее привлекательным для рыбы, которая лучше всего клюет непосредственно вдоль шуги со стороны чистой воды. В "рыжей" воде поклевок почти никогда не бывает.

Впрочем, говорят, что есть исключения. Мои знакомые утверждают, что однажды ловили подлещика и судака именно в "рыжей" воде, причем чуть ли не вполводы. И по их словам, там, где не было шуги, и рыба не клевала. Может быть, муть, а вместе с ней и какой-нибудь корм, оседающие на дно из-подо льда, привлекли рыбу к шуге в средние слои воды? Признаюсь, ни разу не пробовал ловить в мутной воде высоко ото дна. Может, именно так и следует ловить? Вопрос остается открытым. Особенно удачной рыбалка может оказаться в том случае, если полоса шуги проходит вдоль наиболее перспективных мест с точки зрения рельефа берега (вдоль затона, залива, мыса и т.д.).

Расскажу о двух конкретных случаях из моей практики.

На место, расположенное выше небольшого затона (рис.8), я наткнулся после долгих поисков, уже во второй половине дня. "Забурился" вдоль кромки шуги, насадил мотыля на мормышку и поводок и отправил снасть в лунку. Течение и глубина оказались самыми подходящими. Тут же последовала редкая дробная поклевка - типичная проделка густеры. В течение полутора-двух часов клевало сразу, как только снасть оказывалась на дне. Шла густера от 200 до 400 г. Бывало, попадались сразу по две рыбы на крючок и поводок. Такая "гирлянда" сдавалась не сразу. Когда клев немного утих, я стал исследовать место. Оказалось, что, во-первых, линия шуги точно соответствовала расположению подводной бровки, во-вторых, наблюдалось значительное увеличение глубины - с 3 до 10 метров -вдоль шуги по направлению к затону; в-третьих, вода справа от шуги была "рыжей", слева - чистой. Все эти признаки помогли мне понять причину интереса рыбы к этому месту. За 3 часа я наловил столько, что слегка подмерзшая рыба уже не вся влезала в ящик...


Рис.8. Участок ловли вдоль границы шуги перед затоном.

Рис.9. Граница шуги и место ловли ниже сужения реки.

Другое удачное для меня место ловли (рис.9) оказалось не менее добычливым. Здесь сужение реки по течению сочеталось с полосой шуги, которая четко фиксировала положение подводной бровки. Справа от шуги - вода мутная, слева - чистая. Густера, изредка плотва и окунь клевали на очень узкой полосе шириной не более метра вдоль границы торосов. Иногда по Оке можно встретить места, где шуга, встретив на своем пути уже окрепший лед, смерзается большим языком сплошных торосов во всю реку. Участков таких немного, и почти всегда они очень перспективны для ловли на тяжелую снасть. В основном рыба концентрируется ниже "языка" шуги (рис.10).


Рис.10. Места ловли ниже "языка" шуги.

Говоря о полосе шуги, следует иметь в виду, что ее хорошо видно лишь до середины января. После оттепелей и снегопадов бугорок торосов все более нивелируется и затем совсем исчезает из виду. Подо льдом мутная "рыжая" вода также вымывается, перемешивается. Обычно в феврале рыба разбредается от границы шуги. Основным ориентиром при поиске рыбы становится рельеф берега.

Искать рыбу лучше всего вдвоем - втроем, но не больше - во-первых, будете меньше пугать рыбу; во-вторых, большинство рыбьих косяков на Оке занимают небольшую площадь. Речь, конечно, не идет о больших и хорошо известных ямах, где часто по весне "гоняет" лопыря толпа рыболовов, постоянно "сидя" у стаи на хвосте. Конечно, найти рыбу можно и одному; лишь из соображений безопасности лучше не отправляться на окский лед в одиночку.

Но даже если найдено место, где ловится рыба, это совсем не значит, что вы обеспечили себя хорошими уловами на весь оставшийся сезон - у рыбы есть свои механизмы защиты от назойливых рыболовов. На течении держится рыба по преимуществу стайная, и наступает один "прекрасный" момент, когда клев редко обрывается и рыба (вся!) уходит в другое место. Только вчера вы ловили рыбу на вполне определенном месте, а сегодня там - ни поклевки. Другой вариант: до обеда клевало - только опускай, после обеда - как отрезало. У рыбы срабатывает стадный (или стайный) инстинкт - куда одна, туда и все.

Во время ловли неизбежно случаются сходы, задевы "по губам", шумят ледобуры - все это пугает стаю, которая в конце концов покидает "насиженное" место. Особенно резко уходят стаи густеры. Белоглазка более терпелива -она чаще всего лишь удаляется на небольшое расстояние от "выбитого" места и продолжает клевать, поэтому, поискав немного в стороне, можно снова наткнуться на стаю. Ясно, что чем больше рыболовов участвует в поиске, тем быстрее "закончится" найденная рыба.

Еще одна закономерность - чем больше глубина в месте ловли, тем менее пуглива рыба. Года два назад крупная белоглазка отлично ловилась в течение всего сезона на одной окской яме с глубины 12-18 метров, причем на этом водоеме всегда было многолюдно.

К сожалению, год на год не приходится, и часто в тех местах, где вы отлично ловили рыбу в один сезон, ее может не быть в другой. Многое зависит от уровня воды в реке во время образования льда. Еще больше зависит от того, где и как прошла шуга. Бывает, что все уловистые места на определенном участке реки оказываются забитыми нагромождением торосов, и рыбы там нет. А то сильным ветром шугу сбивает туда, где никаких особенностей дна не существует...

Поиск, постоянный поиск, порою очень тяжелый в смысле физических нагрузок, но часто вознаграждающийся отличным клевом и прекрасной рыбой - вот что такое зимняя рыбалка на течении.