ВЕСЕННИЙ ЭКСТРИМ
А.Аникин


        Если Вы смогли более или менее утвердительно ответить на вопросы Вебмастера, помещенные на основной странице нашего Домика (а значит, грязь цивилизации смыта с Вас начисто, а дорогу Вы ищете чуть ли не ежедневно, треплемые ураганом с одной стороны и освещаемые новорожденным оранжевым светилом с другой), то Вы, конечно, закаленные бойцы с природой. Но сможете ли Вы так же утвердительно ответить на следующие вопросы:

        - Когда Вы в последний раз сознательно набирали воды в салон Вашей машины?
        - Случалось ли Вам, едучи на машине, уступать дорогу лодке?
        - Когда в последний раз Вас вместе с машиной стаскивал с дороги мощный поток воды?

        И, наконец, самый сложный вопрос:
        - Когда Вам в последний раз случалось видеть на трассе попавшего под колеса карася?

        Если вы думаете, что такое возможно только в страшном сне, воспаленном рассудке и передаче “Вы – очевидец”, то, смею вас заверить, глубоко ошибаетесь, потому что для того, чтобы воочию в этом убедиться, не надо даже слишком далеко ехать. Действие разворачивается всего в 30 километрах от Киева, в весенний разлив, хотя и не каждый год.

        Ниже Осокорков, начиная от того места, где бурный и смрадный поток нечистот, переполненный бэушной продукцией брэндов Durex, Always, Pampers и т.п., выплескивается на днепровские просторы, и заканчивая Процевско-Кийловской, т.н. “высокой” дамбой, на которой опасно оставлять машину с товарно-материальными ценностями внутри, вдоль Днепра тянется многокилометровый заливной луг с пятью шлюзами для пуска вешней воды. В обычный год вода тихонько заливает луга, обеспечивая коровьим гурманам изысканное разнотравье, и так же тихонько скатывается обратно или высыхает, когда шлюзы закрывают. Но выдаются года, когда даже самые отчаянные усилия персонала Киевской ГЭС не помогают в борьбе с огромной массой талой воды и тогда начинается этот самый экстрим. Вода затекает через второй и третий шлюзы на луг, а потом каким-то непостижимым образом скапливается в нижней части луга (напротив четвертого и пятого шлюзов) в таком количестве, что ее уровень становится значительно выше уровня Днепра и она постоянно течет с луга в Днепровские плавни. Лично я не видел, как вода переливается через дорогу с Днепра на луг, а только наоборот, хоть и ездил там чуть ли не каждый день. Может быть, ночью уровень Днепра настолько поднимают, но вряд ли, поскольку перепад бывает до метра. Ночью, честно скажу, ни разу судьбу не испытывал, не приезжал, потому что и днем-то страшновато. Скорее всего, вода просто течет себе по лугу параллельно, ни о чем не думая, и тут… оп-па… дамба… а куда деваться? Вот и скапливается на беду первооткрывателя закона сообщающихся сосудов…

        Зрелище при этом поистине впечатляющее. Со стороны луга аж до самого леса (а это километра три от дороги) все залито водой, а через дорогу переваливается мощный поток воды глубиной порой выше колена, вынося с луга все, что там есть. Как правило, это пластиковые бутылки, сено и прочая дрянь, которая плавает, но я видел и перекатывающихся по бетонке раков. Если ехать из Киева через Осокорки, то до второго шлюза все чинно-благородно, ближе к третьему начинаешь краем глаза замечать робкие язычки воды, высовывающиеся на дорогу, после третьего язычки превращаются в ручейки, а затем и в ревущие водопады длиной чуть ли не в километр. Шум при этом стоит такой, что Ниагара просто отдыхает… После четвертого шлюза со стороны Днепра начинаются намытые дачные участки, и там на дороге просто стоит вода, плавает мелкая рыбешка и лодки с дачниками, а за пятым шлюзом уровень бетонки становится выше и все повторяется в обратном порядке.

        Самое глубокое место на всей бетонке – метров пятьдесят за четвертым шлюзом. Это просто понижение бетонки, и оно прекрасно заметно даже летом в сухую погоду. В разгар половодья там можно проехать и не набрать воды в салон разве что на КрАЗе или “Урале”. Сразу хочу отметить, что даже хваленый ЛуАЗ (если он, конечно, не оборудован гребным винтом) там не поможет.

        Если кому-то (как мне, например) “посчастливится” заиметь дачу между 4-м и 5-м шлюзами, в паводок туда лучше подъезжать в объезд через Мартусовку, Ревное и Процев. Кстати, в районе Мартусовки есть поворот на Лениновку (!) – село, названию которого я не устаю радоваться каждый раз, когда там проезжаю. Весной-то и на даче чего-то поделать надо, и рыбу половить – вот и прешься, не зная, получится ли у тебя домой вернуться на своей машине или нет. Любители особо экстремальных видов отдыха могут попробовать поехать и через стремнину 4-го шлюза, но в этом случае рекомендую соблюдать три заповеди ездоку в те места:

        Но лучше все же ездить в объезд.

        Ага, на три пункта я сам себе уже ответил, остался последний, самый интересный и интригующий. Ну конечно! Рыбалка!

        Рыбаков на бетонке весной всегда много. Плотва и карась, идущие на нерест, подходят к самой бетонке и жадно клюют. Но обычно их ловят со стороны Днепра! В этом же случае о рыбалке в бурлящих водоворотах и речи быть не может, поэтому рыбацюги, ничтоже сумняшеся, разворачиваются и ловят со стороны луга (там и воды побольше). Плотва любит держаться на бровке насыпи дорожного полотна возле кустиков чертополоха и одуванчика (хорошая фраза получилась). Если разлив совпадает с нерестом, то там ловятся такие мамки, что могут и удилище сломать. Чем сильнее течение воды (т.е. чем глубже на дороге), тем лучше клюет независимо от глубины, хотя ловить, конечно, страшно неудобно – где это видано, чтобы при ловле впроводку поплавок плыл не слева направо и не справа налево, а прямо на тебя! А по-другому не получается – коллег много, и на каждого приходится не больше погонного метра дороги… Что интересно, дальше на лугу рыбы нет, она крутится в основном возле дороги. По лугу, как правило, плавает порядочное количество лодок, даже под мотором (!), но привозят они меньше, чем стоящие на дороге. Одно только у лодочников преимущество, но солидное – не надо стоять по колено в холоднющей воде, да и с проезжающими машинами они не сталкиваются. А стоящие сталкиваются – во-первых, они, как правило, по шею забрызганы проносящимися на глиссировании джипами, у водителей которых развит обычно лишь спинной мозг, а, во-вторых, увлекшись вываживанием хорошей плотвы, с непривычки могут вылезть прямо под колеса, что, даже при отменной реакции водителей, чревато тяжелыми последствиями – ведь тормоза не работают.

        Однако самой уловистой снастью последнего сильного разлива (1999 г) была признана обычная подсака. По сравнению с 1994 годом паводок был намного слабее, и описанное ниже происходило в районе 5-го шлюза на бетонке, покрытой слоем воды сантиметров в пять.Вообще весь ход рыбы напоминает камчатско-сахалинский нерестовый ход лососей тем, кто там был. Я, правда, не был, но и мне напоминает… Пейзаж примерно такой: глянешь в сторону луга – тишь да гладь, только отдельная резвящаяся рыбка между осинкой и березкой комариков хватает… Глянешь вниз – да-ааа… Ревущий поток мятущейся воды крутится у самого ската бетонной насыпи, там попеременно мелькают по лещевые плавники, то пластиковые бутылки, то неосторожные рыболовы, свалившиеся с бетонки. Периодически из этого пенного месива выскакивает плотвица или карась, и, изо всех сил работая непривычным к такому положению дел хвостом, лезут против мощной струи наверх, на дорогу. У некоторых получается, они плюхаются уже на ровную поверхность и плывут на луг нереститься. Лучше всего такой маневр удается мелким окушкам и верховодке – они целиком помещаются и на трехсантиметровой глубине, поэтому впустую по воздуху плавниками не колотят и, разогнавшись, вылезают наверх. Там их, правда, подстерегает другого рода опасность – попасть в махонькую сужающуюся выбоинку (а на бетонке и больших предостаточно). Там они стоят, крутя тылом, и не знают, куда дальше плыть. Я брал их руками, и они совсем этому не препятствовали. Рыба покрупнее более хитра – при виде меня она расслабляется и огорченно скатывается обратно в водяное месиво, чтобы повторить свой подвиг еще раз, рискуя снова встретиться с мерзкой алчущей рожей человеческого индивидуума вроде меня, или начхать на все и уплыть на менее экстремальные нерестилища.

        Но тех рыб, которые все же смогли выпрыгнуть на дамбу, подстерегают куда более серьезные опасности, чем я с голыми руками. Во-первых, это сидящие возле каждого более-менее глубокого перехода через дамбу рыбацюги с подсаками. Они сидят в полном смысле этого слова – одетые в ОЗК, на стульчиках, с подсакой и садком. Как только плотва, карась или подлещик (других камикадзе я не видел) начинают набираться духу для решительного прыжка, они подплывают к кромке падающей воды и занимаются короткой медитацией. При этом рыбак их преспокойно берет подсакой. Я видел, как один мужичок за день наловил килограммов двадцать… Вторая серьезная опасность – это оказаться под колесами. Уж не знаю, кто такие ДТП должен оформлять, ГАИ или рыбинспекция, это Вику виднее, но знак “Рыбный переход” ставить вполне можно и даже нужно. Глубокая скорбь охватила меня при виде того, как полукилограммовый карась, несмотря на свою природную грузность, все же выскочил на бетонку, увернулся от деда с подсакой и был уже очень близок к вожделенному лугу, как тут откуда ни возьми налетел Land Cruiser и бедный карась угодил прямо под его колеса… А сам я как-то чуть не переехал рака, который кубарем двигался в обратном направлении – струйка воды потащила его в Днепр.

        В общем, если соберетесь на своей шкуре испытать эти невиданные ощущения – милости просим, только соблюдайте заповеди или не говорите, что я вас не предупреждал. Остается только заметить, что для того, чтобы все это произошло, нужен уровень воды в Днепре не ниже 610 см. Сейчас он порядка 450 см. Телефон службы погоды, где девушка-автоответчик, проглатывая слова, скрипучим голосом сообщит вам уровень воды вместе с прогнозом погоды и радиационным фоном – 001.


(с)Дом Рыбака - 2001