Шведский крокодил.

Игорь Яблоновский (Flyer)

Ранней весной 1999 года судьба занесла меня в Скандинавию. Я с товарищами должен был принять участие в двух соревнованиях: в Швеции, а затем через одну неделю в Норвегии. Не буду останавливаться на спортивных результатах, так как тема разговора у нас, в этот раз, посвящена другому. После первых соревнований, которые проходили в Швеции Микаэль Хольмбум, известный планерист из Матфорса, предложил погостить у него несколько дней, а затем отправиться вместе на соревнования в Норвегию. Мы с радостью приняли его предложение. Одним из прекрасных подарков, которыми он нас одарил - было посещение зимней рыбалки, окоторой здесь и пойдет речь. Сразу хочу попросить прощения за возможные ошибки и неточности, связанный с терминами и определениями, так как я не отношусь к огромной армии поклонников зимней рыбалки, а предпочитаю отдаться любимому времяприпровождению в более теплое время года.:-) Подготовка к рыбалке началась накануне вечером, не подумайте, чтомы начали задабривать Нептуна жертвоприношениями "за клев","за погоду" и т.д., нет, мы просто, отправились в соседнюю деревушку за живцами... (нам предстояла зимняя ловля хищника на живца). Микаэль сильно не распространялся об этом, и я был в некоторой расстерянности, о возможности их поимки..., все-таки зима на улице :(). Но все оказалось намного проще - мы просто приехали к человеку, который является рыболовным гидом. У него в гараже мы с успехом наловили в бочке,которая непрерывно аэрировалась специальным компрессором, около 50 шт плотвичек размером с ладошку. Начало рыбалки было положенно. Некоторые, из нас, уже начинили сомневаться в необходимости ее продолжения, "улов" был и так весьма приличный :-). У него же, мы получили около 30 шт жерлиц. Немного о их конструкции, или, что представляет собой шведская снасть для ловли хищника: я был немного шокирован увиденным...Я бы мог подумать, что мы собираемся ловить сома на квок, если бы, перед этим, мы не купили живцов. Начну с крючка: крючок имеет практически треугольную форму со стороной, около 100 миллиметров (я не ошибся, именно сто, а не десять) и толщиной проволоки около 1,5...2,0 миллиметра. Дальше - больше, поводок из лески около 1 мм диаметром и основной леской в виде капронового шнура, тоже около 1,5-2,0 мм в диаметре. Отличная снасть для "квока", не правда ли? :-) Флажек сделан из плоской стальной пружины с сигнальным кружком на конце. Стальная полоска на конце имеет подгиб, чтобы рыба после поклевки могла спокойно стащить с него шнур. Простейшее мотовильце и все..., никакого груза (его роль выполняет громадный крючок), ничего лишнего. Увидев столь тонкую и ажурную снасть, у меня начали закрадываться сомнения, по поводу успешности завтрашней рыбалки. Я думаю,она не притерпела существенных изменений еще со времен викингов :-) Забрав все это, а также ледобур, рассчитавшись с хозяином (около $15), Микаэль пообещал завезти снасти на следующий день вечером), мы удалились домой. Вечером, немного задобрив шведского Покровителя морских и прочих пучин, мы уснули в предверии завтрашней рыбалки. Будильник утром, как всегда, некстати. Плотвички переночевали прекрасно в подвале и бойко плавают в большом ведре, пресекая всяческие попытки их изловить. Подкрепились крепким кофе с бутербродами, и вот, мы уже мчимся по заснеженной дороге навстречу со Скандинавскими русалками. Дорога угадывается только по укатанному насту и по палками, с отражателями из пленки на них, по бокам дороги (кстати все палки сделаны из бамбука, сколько ж, это его надо, в масштабах Скандинавии?!). Скорость более 80 км/час, а машина уверенно держит дорогу, за что отдельное спасибо шведским покрышкостроителям, на пожалевшим нужных ингредиентов для ее состава:-) Пейзажи зимней Швеции заставляют замирать сердце за каждым поворотом, за каждым холмом. Словами передать эти красоты просто невозможно: это и величие гранитных пород, скромная зелень хвои иослепительное сияние белоснежных просторов. Вот мы и подъехали к берегу озера, которое окружено со всех сторон холмами, поросшими вековыми елями. Озеро извивается между холмами, повторяя их рельеф и имеет в длину около двух киллометров и шириной около 500 метров. Кстати, Швеция лидирует по количеству озер на душу населения. Количество озер превышает население этой гостеприимной страны, так что, у каждого шведа есть свое, персональное озеро, плюс остается еще немного для приезжих турЫстов :-). На белых просторах не видно ни одной живой души,как впрочем и последние 10 минут пути. На берегу видно только небольшой деревянный домик, который служит пунктом проката снастей летом, а также местом, где можно укрыться от непогоды. Домик этот принадлежит тому гиду, у которого мы были вечером, а воспользоваться им может любой рыболов илитурист (ключ висел на гвоздике около замка), как нам объяснил Микаэль. Также видно несколько тропинок на белой целине, что также подсказывает,что места эти иногда посещаются людьми. Погода стоит замечательная -температура около 10 градусов ниже нуля, но мороз не ощущается, так как ветер отсутствует полностью - холмы надежно защищают от ветра со всех сторон. Вообще, в Скандинавии, мороз переносится совсем иначе, чем в умеренном поясе, наверное сказывается очень маленькая влажность. При морозе в 10-12 градусов - ощущение такое, что мороз, максимум, градуса 2-3.С неба медленно стуятся мельчайшие снежные кристаллики сверкая и переливаясь. Я думаю, летом это был бы великолепный туман на дозером. Воздух свеж и прозрачен, он пъянит своей чистотой легкие городского жителя. Микаэль проводит нас по одной из тропинок и показывает места,где надо подготовить места для лунок. После тропинки вызывает недоумение глубина снега на целине - проваливаешся сразу по колено. После недолгих раскопок показывается лед, значит, все таки не обманули -озеро, а не заснеженная равнина. Начинаем сверлить первую лунку: 10см...20...30...40... воды все нет... После, более чем 50-60-ти сантиметров льда!!! (это в марте-месяце то!!) бур уходит вниз, показывается вода с илом....немного ошиблись...Мелко... Делаем поправочку... Вот теперь другое дело - глубины от 1,5 до 5ти метров. Рассполагаем лунки в два ряда, на расстоянии, примерно, метров двадцать друг от друга. Каждому выпадает просверлить около 6-ти лунок. После окончания - ощущение физической усталости от проделанной тяжелой работы, бур имеет увеличенный диаметр- 130-150мм и не отличается особой остротой (бурильные работы отдавали неприятной крепотурой в мышцах следующие 3-4 дня после непривычной нагрузки). Вот первые лунки подготовленыи Михаэль начинает наживлять крючки-гиганты живцами. Это у него выходит весьма здорово - крючок проходит под кожей практически через всю рыбу, а она после этого весьма весело плавает в лунке (смахивает на записки садиста....это навеяла повсеместная реклама Красного Дракона)... И куда смотрит шведский ГринПис... ? :-) Все жерлицы заряжены, мы собираемся на берегу возле поваленной ели и разводим костерок, жарим колбаски... ну и по псят, как положено, родной украинской с перцем. Кофе...Разговоры.. Шутки... Смех...Микаэль, время от времени поглядывает за лунками в бинокль. Единственная бутылка незаметно и,как-то, очень быстро заканчивается - это на пять взрослых мужиков-то. Ну а мы что, мы ж на рыбалку ехали... Настроение постепенно ухудщается, да и клева нет совсем... Только Микаэль ехидно улыбается и посмеивается... Гад... Рассматривая лунки в бинокль, Микаэль замечает, что на одной из дальних жерлиц сработал флажек. Микаэль отправляется с Артемом проверить ее. Нам флажка не видно, мы продолжаем общаться... По ходу к лунке ребята переходят на веселый галоп, становится ясно и нам, что клюнуло... Мы пускаемся в догонку за ними. Микаэль резко подсекает и "колдует"над лункой... Вдруг Артем срывается и бежит на берег к леску, где проваливается в снег по самые...., а иногда и по грудь... Подбежав к лунке мы понимаем в чем дело - щука, а это была она, стоит параллельно льду и не желает разворачиваться в нее мордой :-). Тут, как раз, подоспел Артем (парень 1,90 роста и за 120кг веса) с небольшим бревнышком наперевес -сантиметров 15 в диаметре. Все падают с хохоту, Микаэль, вообще бьется вистерике... Он отправил его за веткой с сучком, чтобы ей развернуть щуку, как багориком в лунку... Артем решил, что надо палка, чтобы лунку расширить (обколоть), ну и принес... Ситуация точно, как из национальной рыбалки :-)(Кто, я на финском - да я его не знаю (с)) Я отправляюсь в лес, попротореной Артемом дороге, за веткой, ребята к лагерю - за буром. Щука смиренно дожидается в лунке :-). Наконец вытаскиваем ее на лед, она лежит, тяжело дыша. Все в восторге, на вид в щуке под 5кг. Микаэль говорит, что пора отпускать, а то будет позно, не выжевет... И объясняет,что пресноводная рыба не вкусная, почти не съедобная. Артем выражает свое несогласие с этим утверждением, обещая ее приготовить. Тут понадобилосьего бревнышко - ее мукам положен конец... (эх, как вспомню из журналов: влажный матрасс для рыбы, мелкая ячейка в садке..., а тут такой голый садизм). После взвешивания дома, в щуке оказалось 5,2 кг. К нам незаметно подъехал мужичек на снегоходе, который оказался отцом Микаэля (он с ним разговаривал по телефону, когда мы обедали возле костра), а Михаэль улыбался, так как знал, что отец должен привезти собственный Продукт. Продукт был с удоволствием продегустирован после знакомства. (Для справки: В Швеции запрещено производить самогон для продажи, но можно для собственных нужд (прямо, как в Украине). Делает он самогон по классической рецептуре из сахара и дрожжей, но воду получает из снега, который берет в определенном месяце, в определенном месте двора. Самогон делает двойной перегонки, дополнительно пропуская через пищевой фильтр, он этим очень гордился, как собственным ноу-хау. И мы не стали его в этом переубеждать, хотя вспомнили наши Роднички. Еще одной особенностью приготовления шведского Продукта является то, что в магазинахп родается специальная эссенция, которая придает самогону вкус одной из известных водок (цитрон,клюква, столичная, пшеничная, и т.д. и т.п) и об сорбирует сивушные масла и прочие примеси, которые потом удаляются. Стоит 50 мл эссенции около 5-7USD и хватает ее на 2 литра. Я никогда не пробовал настолько приятной самогонки, по вкусу и запаху она была намного лучше многих наших хороших водок, хотя я самогон на дух не переношу.) Собствено, после этого рыбалка была закончена. Мы покатались на снегоходе по озеру, что тоже дало целый всплеск положительных эмоций и адреналина. Отец остался на рыбалке, а мы отбыли домой. Из щуки вечером была приготовлена классическая уха и запечена под майонезом и сыром в духовке. После чего Микаэль и его девушка сказали, что они и непредставляли, что это может быть настолько вкусно (напомню, ее собирались выбросить, ну, или отпустить). Еще одним открытием для них явился классический способ отваривания креветок со специями и их совместное употребление с пЫвом, которых у них просто размораживают и едят, или добавляют в салат. Для нас, в то время, океанические креветки были еще в диковинку. Шведы же, были в шоке увидив такОе их колличество. Они не могли себе представить, как мы сможем их съесть. Наивные. Два килограмма членистоногих исчезли довольно быстро, причем шведы от нас не отставали...:-). Вот такой он шведский крокодил... Еще раз спасибо Микаэлю и его семье за гостепреимство. Очень красивая страна, с нетронутой дикой природой (мы однажды наблюдали картину, когда движение на оживленном автобане замерло и водители спокойно ожидали, пока лось перейдет дорогу) и очень гостепреимным народом, живущим в гармонии с этой природой. У меня есть неосуществленная (пока) мечта - попасть нарыбалку в эти края летом.