Три путешествия в потеряный рай

Андрей Скворчинский


Часть 1: Король горной реки

   Был солнечный день в конце мая. В Закарпатье стояла привычная для этих мест летняя жара, все отцветало, но не теряло того чудесного, еще цветущего аромата. Мы с дедом сидели в слегка душном полумраке гаража и готовились к предстоящей рыбалке. Собрались на речку с простым названием – Рика, которая впадает в главную артерию здешних вод, Тису, в районе живописного городка Хуст. Рика – быстрая и довольно мелкая горная речка своенравного характера. А рыбачить на ней – одно удовольствие. Рано утром, как только выпадет роса можно пройтись по свежей траве и набрать с десяток вялых утренних кузнечиков. А затем, побродив холодными прозрачными перекатами, поймать пару бойких красноперых красавцев-голавлей. А когда солнце начнет светить в полную силу, побросать вертушку в гремящую струю – и, если повезет, можно рассчитывать на встречу с неукротимым жерехом, который хоть и нечасто, но встречается в этой речке. Но нас с дедом, как рыболовов более изощренных и опытных, интересовали, безусловно, два самых интересных представителя здешней ихтиофауны – это хариус и дунайский таймень, которого в здешних местах кличут незатейливо – лосось, или по-польски – «головатыця». Комплект вязаных мушек похожих издали на крупного комара давно был готов. Здесь же лежала и коробка с наловленными еще вчера, полудохлыми, обычными комнатными мухами. Мы с дедом усердно полировали комплект магазинных, еще советского производства, блесен «Протва», потому что в наших краях для лосося – это излюбленное «лакомство». А вообще встреча с этой осторожной, мощной и красивой рыбой требует изрядной сноровки и терпения. Но мы не унывали. У деда был богатый опыт ловли именно головатицы, а я, хоть и не ловил такого красавца, спиннингом уже вовсю таскал голавлей и судачков на Тисе.

   Выехали в жаркий полдень, надеясь после обеда половить хариусов, а лососю посвятить весь следующий день. Проехав тридцать километров по петляющей дороге вверх по течению на  видавшей виды, но еще вполне бодрой «копейке», мы оказались в маленьком селе Березово. Оставив машину у знакомых (дед родом из этих мест) мы потопали вверх по течению. Предстояло пройти километров пять…

   …Вижу пенящийся перекат, осторожно останавливаюсь метра за три от края нависшего над водой берега. Под естественным навесом на кромке воды – слабое затишье   - там легкая мушка продержится подольше. Снасть у меня сравнительно незамысловатая, поскольку о нахлысте в наших краях рыбаки узнали позже. А у меня  - японская шестиметровая «Дайва», «мертвой» силы чешская леска 0.16 мм, мушка. В общем, делаю заброс, и держу леску  слегка натянутой, чтобы примерно видеть путь мушки, так как высокий берег скрывает ее от меня. Одновременно осторожная рыба меня не замечает, в чем собственно и преимущество. Легкий всплеск – делаю наугад мягкую подсечку – удилище сгибается под напором сильной рыбы. Главное – не дать ей уйти на главную струю, где есть риск оборвать тонкую леску. Вымотав немного упирающегося пиря (так здесь называют хариуса), вытаскиваю его на берег. Безмен показывает 350 граммов. Почин есть, и неплохой. Пока хариус не уснул – он очень красив – фиолетовые глаза и плавники, черные точечки на боку. Я осторожно кладу его в холщовую сумку с травой и, не спеша, иду к следующему перекату.

   Двигаясь так в течение часа, я убедил еще пятерых таких же красавцев перекочевать ко мне в сумку. За поворотом реки я встретил дедушку, и вовремя – он сумел подцепить немалого голавля и водил его на тонкой леске по маленькому плесу. Я залез на мелководье и аккуратно подхватил рыбу подсачеком с длинной ручкой. Голавль потянул на 1,2 кг. Может, он и не столь благородная рыба, как хариус, но по красоте ни в чем не уступает ему. Выслушав дедовы наставления, иду вниз по течению. Молодые заросли ивняка, мелодичное журчание реки, чистейший воздух и захватывающая рыбалка – может все это и есть рыбацкое счастье? И только потом, с годами, приходит понимание того, что по-настоящему счастлив тот рыболов, у которого на памяти немало таких прекрасных дней, проведенных на берегах рек и озер…

…За очередным перекатом мне открылся небольшой, но, судя по всему, довольно глубокий омут, в который с другой стороны шипя и пенясь, впадал маленький ручеек. Спрятавшись за кустом верболоза, аккуратно делаю заброс под самый перекат. Течение плавно выносит муху на середину омута, и тут же ее атаковал небольшой голавлик. После второго такого «красавца», я уж разочаровался и засобирался дальше, но тут прямо под кустом, за которым я спрятался, раздался всплеск. Я тут же подбросил муху в прибрежную струю, и через пару секунд леска резко натянулась, удилище согнулось в дугу.  Хорошо, что борьба была упорной, но непродолжительной, и что хариус рванул не под берег, а на середину омута. Иначе мне бы пришлось туговато. А так я аккуратно подвожу подсачек под рыбу и вытаскиваю ее на берег. Таких больших хариусов я еще не видел. Достаю безмен – 950 граммов. Внушительно, а как для закарпатских рек – вообще гигант.

  Вечером делились с дедом впечатлениями. Наловили почти одинаково – я чуть меньше, дед чуть больше 6 килограмм рыб - в основном хариуса, несколько голавлей, и одна небольшая форель. Потом проверили спиннинги – я свой незатейливый «радянський алюминиевый», дед свою гордость – прут и катушка фирмы «Дайва». Было решено выходить затемно.

    Идем вдоль реки. На этот раз двигаемся вниз по течению, где много широких перекатов, в конце которых, как правило,  жирует лосось. Обычно он охотится за подустом, несметное количество которого водится в реках Закарпатья. Особо крупные экземпляры сидят в глубоких ямах с умеренным течением, поджидая тут добычу крупнее. Выходим к реке. Уже рассвело, туман стелется над водой, как молоко. Кругом сверкающие свежей зеленью, словно чисто вымытые Карпаты. Вдыхаю полной грудью резкий утренний воздух, закрываю глаза на секунду, и тут же, буквально напротив, на мели в перекате раздается мощный всплеск.

 - «Лосось» - авторитетно замечает дед. Я молча соглашаюсь, и мы, немного разойдясь по берегу, начинаем прочесывать перекат тяжелыми «колебалками». «Протва», хоть на вид и не очень, но на маленькой глубине на течении действительно напоминает кормящегося зеленью и рачками подуста. Это то и привлекает лосося. Поскольку рыба настолько сильна, что вываживание даже 1,5 килограммового экземпляра доставляет хлопот, далеко не расходимся, изредка перекликиваясь. Но вот я слышу всплеск, второй, и вижу, как задергалась черная «Дайва» деда. Схватив подсачек, бегу на помощь. Дед старается с ходу завести рыбу в узкую, но глубокую канавку под берегом чтобы я мог без проблем подхватить ее, но она выбивает из рук катушку и мчится на середину переката, где поглубже и там, вся сверкая в лучах восходящего солнца, выдает «фирменный» каскад свечей. В лучах восходящего солнца это выглядело просто великолепно! Дед с трудом останавливает ее и осторожно начинает подтягивать к берегу. Не тут-то было! Три раза продолжались эти импровизированные качели, пока наконец уставший король горной реки не вплыл в подсачек. Он был не особо крупный – 2,5 кг, но, как любой король, он был также величественный и прекрасный.

  К полудню, остановившись передохнуть на висячем мостике, мы заметили прямо под ним медленно плывущую огромную рыбину. Не менее метра длиной! (Тут надо сказать, что дунайский таймень достигает 40 кг веса, правда в реках Закарпатья о поимке экземпляров свыше 16 кг я не слышал). Какой тут отдых – мы бросились прочесывать омут своими блеснами, и со второго заброса спиннинг деда сильно согнулся, леска опасно тренькнула. Ему еще удалось остановить рыбу после первого рывка, но со второго «забега» лосось уверенно оборвал хваленую японскую леску диаметром 0.4 мм, и был таков. Я молча вытащил снасть, и мы побрели дальше. Говорят, и в рыбацком счастье есть горчинка, что тут поделаешь.

   Но, безусловно, главным утешением дня стала поимка мною своего первого лосося. Рыбина потянула 1,5 кг, и поединок с ней мне запомнился на всю жизнь. Позже мне случалось ловить головатиц, но эту, первую, я запомнил особенно.

Часть 2: Тайна закарпатской лагуны.

   Множество рыболовов в Закарпатье тянутся к рукотворному «морю» близ села Дунковица. Привлекают их  удобное для ловли озеро, красивый лесок над берегом, живописные села вокруг. Славится водоем обилием карася, которого здесь столько, что мало-мальски умеющий держать в руках удочку рыболов никогда не вернется отсюда без улова. А   иногда с замиранием в сердце ждут рыбацюги поклевки озерного «короля Закарпатья»  - карпа. Обилие корма и широкие просторы привели к тому что отдельные «поросята» здесь достигают веса до 10 кг. Любили рыбачить здесь и я со своим дедом. Об одном таком погожем летнем дне я и хочу рассказать.

   Выехали затемно, потому что нам предстояло провести час в пути. А чтобы занять заветное место недалеко от середины дамбы, надо не ленится рано подниматься – таких же желающих довольно много…

   Техника ловли карася в этом озере именно с дамбы немного специфична. Дело в том, что карась здесь гуляет и кормится косяками, на поведение которых влияет, в основном, подводное течение, которое возникает при малейшем ветерке на поверхности. Чем сильнее течение, тем менее осторожно ведет себя карась. Стаями плавает обычный для этих мест карасик размером с ладошку. Его, большей частью, здесь и ловят рыболовы. Однако, как мы заметили после многих рыбалок, крупный карась охотнее клюет, когда волнение воды спадает и устанавливается штиль.

  Удочки у нас – легкие «японцы» длиной 6 метров. Как показывает практика – карась лучше всего берет с такого расстояния. Леска – все та же проверенная чешская 0.16, крючок – номер 4(по отечественной нумерации). Поплавок – длинное легкое веретено – огружен таким образом, что видна только красная антенна, длиной 1/10 от всего сигнализатора. Глубину лучше всего отмерить таким образом, чтобы крючок едва ли не касался дна. В таком случае, во время поклевки, карась наклоняется и просто берет неподвижный пучок опарышей, одновременно принимая предыдущее, горизонтальное положение. Ну, прям как лещ, только маленький. Поплавок в это время всплывает и ложится на воду.  Надо не мешкать, несильно подсечь и вытащить серебряную «ладошку».

   Для карпа мы приготовили два макушатника, которые прикрепили к спиннингам. Не знаю, как кто, а мы использовали в качестве поводков карбоновую нить диаметром 0.12 мм. Она никогда не подводила.

   Итак, наспех размотав донки и забросив их, мы подкормили карася (что здесь обязательно, причем корм надо лепить на камушки, чтобы его не сносило течением), и забросили удочки. Солнце еще не встало, природа постепенно просыпалась – где-то сонно пискнула птичка, прямо над водой недалеко от берега прошумела крыльями цапля, вдоль берега стрелой проплыл маленький уж. Карась не брал, но мы и не рассчитывали на клев до восхода. И точно, пока солнце величественно не выплыло из-за далеких здесь гор, я поймал только мелкого окунька или стрижа, как его здесь называют. Зато деду удалось выудить крупного карася граммов на 400. Но вот взошло солнце и вовсю начал брать «стандартный» карасик. Увлекшись ловлей, дед не заметил, как его спиннинг дернулся и приподнялся на держаке, к которому был прислонен.В два прыжка я оказался возле него и успел подсечь рыбу. Она заходила кругами, но я был спокоен – леска надежная, а карп не так уж и велик. Но все-таки, мне пришлось пережить немало волнующих моментов, пока златочешуйный полуторакилограммовый трофей не был извлечен дедовой рукой из воды.  Я взял рыбу в руки, полюбовался, как играет солнце на крутых боках, покрытых крупной чешуей и опустил побежденного карпа в садок, где тот сразу устроил карасям «армагеддон».

 - «Ишь, бушует проказник» - заметил дед.

   И вновь, что случалось и раньше, я почувствовал, как этот момент отложился в памяти навсегда, теплая волна радости захлестнула меня и я, смотря на дедушку, подумал, что когда-то также само буду рыбачить вместе с внуком и обучать его хитрым и нехитрым рыбацким премудростям. Ведь как это все-таки интересно, полезно, а главное, спортивно и азартно – рыбалка…

   Незаметно пролетел жаркий летний день. Все шло как и обычно – карася мы наловили килограмм 15, деду удалось вытащить красивого зеркального карпа весом ровно в 3 килограмма. Повеселил нас и уж, который в пик дневного зноя, когда я, клюя носом за удочкой, не заметил, как этот «красавец» утащил у меня из садка окуня, припасенного для любимого кота Мурчика. Вся соль была в том, что прополз он прямо под моим стульчиком и дед тихонько посмеивался над тем как я «провтыкал» проказника.

  В сумерках, уже сматывая удочки, мы едва не прозевали мощную поклевку на дедушкин спиннинг. Было  видно, как тяжело ему крутить катушку, с которой карп время от времени, резко  рванув, сматывал не менее десятка метров лески. Ни разу не выбросившись из воду, не плюхнув хвостом, «корописько» просто и со вкусом сломал кованый крючок №8 и леска сразу съежилась, а спиннинг разогнулся. Вытащив макушатник дед с устало сел на берег:

 - «Да, Андрюша, таких карпов мы еще не ловили. Наверное, он так и останется непокоренным, и когда-то потом, люди, увидев его игру далеко в озере, вновь вспомнят легенду о русалке, которая якобы живет здесь».

   Простые слова, которыми как-то сразу утешил и меня и себя мой мудрый дедушка, успокоили нас. Собрав вещи мы тихонько покатили по проселку. Свежий вечерний воздух приятно щекотал ноздри, огромный оранжевый шар солнца неподвижно висел над горизонтом. И казалось, что он не упадет туда никогда, и огромное озеро всегда будет гореть медью под его предсмертными лучами…

Часть 3: Полосатый разбойник

   Река Тиса когда-то славилась количеством и разнообразием рыбы. Во времена, когда происходили нижеописанные события, на ее перекатах играли золотом мириады подустов, на донки уверенно брала крупная марена, с дракой набрасывались на блесну голавли и щуки. Но нас интересовал только судак. Его было трудно поймать на блесну, хотя иногда он попадался мне, во время ловли голавлей. О джиге в то время в наших краях еще никто не слышал, поэтому дед научил меня ловить на живца, в качестве которых использовались уклейки и быстрянки, наловить которых у переката не составляло труда. Судак в Тисе предпочитает держаться в местах с глубиной от полуметра до 2-3 метров, возле каменных дамб с сеткой. Здесь течение успокаивается, превращаясь в маленький водоворотики. В такой вот круговерти и любит стоять, поджидая свою жертву, судак.

   В таких местах много зацепов, непредсказуемое течение в любой момент может снести снасть в опасное место. Поэтому удилища у нас – оснащенные кольцами и катушками «Орион» знаменитые «Волжанки» Легкие и длинные – они делали снасть намного более мобильной.

   Живописно место под горой Чабрин. Я стою под горой, на другом берегу видно устье речки Рика, еще дальше панорама хустской Замковой горы с руинами на вершине. Тиса здесь неширокая – метров 100, чуть ниже по течению виднеется большой мост – его построили недавно, но большие омуты под сваями уже вовсю облюбовали голавли. А мы с дедом пришли сюда за полосатым разбойником-судачком. Он живет и кормится здесь в круговертях между большими валунами на рекордно малой глубине – от 30 до 70 сантиметров! Снасти у нас несложные. Основная леска – 0.3 мм, поводок 0.25, большой белый самодельный поплавок из пенопласта, грузило и одинарный крючок №9 с длинным цевьем. Насаживаю за губы верткую быстрянку и отправляю ее в затишье меж двух валунов. Как только поплавок принял вертикальное положение – он резко нырнул и исчез. Вот так начало! Теперь самое время выждать 15-20 секунд, пока рыба заглотает живца и, подмотав немного леску, сделать резкую подсечку. Судак заходил кругами, вышел на поверхность, дважды сделал «боевой» разворот и… покорно дал подвести себя к берегу. Всегда удивляюсь, почему эта сильная рыба так быстро покоряется воле человека? А судак смотрит на меня своими темно-фиолетовыми глазами и напоминает сейчас водяного, которого вытащили из холодной августовской утренней             воды, и который не совсем еще понял, что не доведется ему уже привычно разбойничать в этих чистых водах…

   В тот день клев был особенно хорош – я поймал 5, дедушка – 9 килограммовых судачков, и только один из его трофеев оказался на редкость рекордным – 5 кг!

   Возвращаясь вечером с удачной рыбалки, мы и не могли предполагать, что это был закат той чудесной прекрасной, еще чуточку первозданной речной природы…

  Но откуда мы могли знать???

Часть 4: Путешествие в ад

   Прошло время. Я уже стал взрослый. Окончил школу, приехал покорять стольный град Киев. Сейчас, оканчивая университет, вспоминаю те тяжелые минуты, которые довелось пережить после нелепой гибели деда, тот год, который провел без рыбалки, потому что не был в силах поверить, что рядом нет моего мудрого наставника, верного товарища, и просто горячо любимого дедушки, в доме которого я вырос, который и подарил мне в 5 лет простенькую бамбуковую двухколенку, из-за которой я и «заболел рыбалкой» И только после года учебы в Киевском авиационном, приехав домой на летние каникулы, я решил порыбачить, как когда-то с дедом. Проверил пыльные снасти, привел их в порядок. Вечером сбегал на речку, наловил быстрянок, и с утра на велосипеде порулил под так знакомый Чабрин.

   Ничего тут не поменялось – все так же величаво несла свои воды Тиса ,зеленели вдали горы, подмигивали бойницами руины хустского замка. А судак не брал. И что я только не пробовал, но клева не было. А потом пришел из села маленький мальчик, чтобы набрать в ведерко воды и сказал, что «дяди» вчера вечером тут ловили рыбу. Я спросил, на что они ее ловили. Малыш сказал – на электроудочку. Больше я ничего не спрашивал, просто сел на камень и тяжелым взглядом уставился в такую родную воду, в которой научился плавать, в которой поймал первую большую рыбу – такой красивый был голавль. Тут впервые дедушка дал мне в руки спиннинг, чтобы научит меня им пользоваться. Да что говорить – тут была часть меня…

   И как выяснилось позже, эта часть уже отмирала. Браконьеры довели чистые и рыбные речки Закарпатья до страшного состояния. И теперь, вспоминая свое счастливое детство и юность, я мысленно лью горькие слезы и жалею, что моим внукам вряд ли доведется поймать головатицу, или выманить из-под камня судака. Но, несмотря на это вера остается. Вера в Бога и в то, что люди когда-то опомнятся. Ибо, не ведая того, они медленно роют яму сами себе, уничтожая природу вокруг…


(с)Дом Рыбака - 2004