О ЧЕМ ГОВОРЯТ РЫБЫ И КАК ?
В.Шведун. г.Винница.


         Подводный мир полон самых разнообразных звуков.
         Вода по плотности превосходит воздух больше чем в семь с половиной тысяч раз. Звук распространяется в ней со скоростью тысяча четыреста сорок метров в секунду, в четыре с половиной раза быстрее, чем в воздухе. Снижается температура воды, становится меньше и скорость звука. Но с ростом глубины - давление воды повышается, и скорость звука увеличивается.
         Из все звуков рыб, наиболее сложными и громкими являются те, которые издает плавательный пузырь. О необычном назначении этого органа стало известно давно. В 1864 году французский исследователь Моро обнаружил: если раздражать нерв, который управляет мышцами плавательного пузыря морского петуха, то рыба начнет как бы ворчать...
         Плавательный пузырь, в сущности, сферическое тело с тонкими стенками, которое наполнено воздухом и помещено в воду. Поэтому, если сжать, резко толкнуть его или ударить по нему, оно будет колебаться и издавать звуки. Какими будут они, зависит от того, что из себя представляет плавательный пузырь. А выглядит он по-разному. У рыбы-жабы пузырь похож на сердце, внутри его перегородка с отверстием по середине. У морского петуха плавательный пузырь состоит из двух далек и на обоих концах он заострен. Недалеко от переднего конца, дольки соединяются, а снизу в них врастают мышцы. Сокращаются они - образуются звуки. А вот рыба-угорь, которая рождается в самом соленом месте Атлантики - Саргассовом море, а жить приплывает в реки, да к тому же без ущерба для себя может иногда "ходить" по суше из водоема в водоем, - совсем другой звуковой аппарат. У угря мышцы соединены с черепом сухожильной пружиной, которая как головка, обхватывает переднюю часть плавательного пузыря. Колебания этого аппарата создают звуки, которые усиливает плавательный пузырь.
         В воде, как и на земле, происходит много трагедий: для того, чтобы могли существовать одни виды, другие должны погибать. Щуку не зря называют "пресноводной акулой". Восемь щук, каждая весом два с лишним килограмма, за пару месяцев могут съесть восемьсот пескарей, которых целиком, не пережевывая, щука отправляет в свой желудок, издавая при этом звук, напоминающий хлопок.
         Если Щука затаивается, выжидая жертву, то судак затаиваться не любит. Он догоняет свою добычу - верховку и хватает ее с двадцатисантиметрового расстояния. Голова судака заострена, она более обтекаема, и хлопок получается не очень громким.
         А вот зеленушки - рыбы с очень толстыми и мясистыми губами живут в Черном море, не охотятся на своих собратьев. Зеленушки рывком отдирают от камней водоросли, ловят гаммарусов. И в том и в другом случае возникают звуки, словно цокает копытами лошадь.
         Карп, если схватывает добычу резко чавкает.
         Рыб долго считали не только немыми, но и глухими, хотя еще в 1820 году Эрнст Генрих Вебер пришел к заключению, что слух у них есть. Позже исследователи, наблюдавшие за поведением головней, уклеек, карпов и сомов, сделали вывод, что рыбы слышат. История поиска органов слуха у рыб очень длинная. Доказательства, где находятся уши у рыб, были представлены лишь в тридцатые годы нашего века. У рыб нет органа, который имеем мы и многие другие млекопитающие и который называется ухом, так как он затруднял бы движение рыб в воде, а также такой орган вообще не нужен им, так как тело рыб прозрачно для звука. Именно этот аргумент и послужил в пользу того, что рыбы не могут слышать. Нет у рыб и среднего уха, состоящего из барабанной перепонки и слуховых косточек, так как слишком часто, в зависимости от глубины, меняется давление. У рыб есть только внутреннее ухо. Расположено оно в лабиринте. Верхняя часть состоит из трех каналов, трех изогнутых трубок. В нижней части лабиринта находятся три органа: саккулюс, лагена и утрикулюс. Утрикулюс помогает полукружным каналам поддерживать равновесие. А вот саккулюс и легенда воспринимают звуки.
         Хотя у рыб и нет среднего уха, многие из них обладают органом, с успехом его заменяющим: плавательным пузырем. Плавательный пузырь повышает чувствительность слуха, расширяет чувствительность слуха, расширяет диапазон воспринимаемых частот. Все это позволяет слышать звуки с большого расстояния.
         Но у рыб есть еще два уха: первое - это кожа, ее особые клетки воспринимают громкие звуки; второе боковая линия. Клетки боковой линии на вершине оканчиваются волосками, а на противоположной стороне - веточкой нерва. Несколько клеток образуют отдельный орган. Располагаются эти органы внутри каналов, которые тянуться вдоль туловища от головы до хвоста. Органы боковой линии воспринимают низкие звуки. Эти органы не менее необходимы рыбе, чем сакуллюс и плавательный пузырь. Благодаря им она может анализировать ситуацию вблизи источника звука.
         Рыбы, как и птицы, слышат по-разному. А более развитый слух у обладателей веберова аппарата и плавательного пузыря. Им доступны звуки, частота которых немного превышает 13 килогерц.
         Еще в 1909 году выяснилось, что рыбы отличают один звук от другого. А в 1929 году исследования рыб-гольянов показали, что они, запомнив звук, держали его в голове целых девять месяцев. Самым "слышимым" из рыб является карликовый сом. Эта рыбка слышит такие же слабые звуки, как и человек.
         Рыбы способны улавливать звуки, которые несут полезную для них информацию, при помехах. Но смогут они услышать из среди шума или нет, зависит от того, что это за звуки. Звуки, которые раздаются, когда рыбы едят или угрожают друг другу, тонут в окружающих шумах при волнении моря в два балла. А звукам, испускаемым во время нереста, не страшен шторм в четыре балла. В такой шторм рыба, находящаяся от подателя сигнала в девяти метрах, приплывает к нему.
         То что рыбы могут петь хором - уже давно не откровение. "Лососи на Камчатке, на реке Озерной и в озере Курильском, устраивают перекличку, используя звуки, которые напоминают стук. Вначале слышны резкие короткие удары, похожие на барабанную дробь: "та-та-та". Спустя немного времени доносится ответный глухой Одиночный звук, словно кто-то ударил кулаком по деревянной стенке: "тук". И вот уже пара отдаляется от сородичей. Теперь можно приступить к сооружению гнезда .
         В хоре поют и речной окунь, и плотва, и щука. А так как разные рыбы устраивают связь друг с другом не одновременно, хор получается "кто в лес, кто по дрова". Каждый издает свои звуки. Они распространяют во все стороны призывы, их соседи заняты уже другим - они приступили к ухаживанию. Рядом с ними раздаются звуки, по которым не трудно догадаться о происходящем: встретились соперники.
         Не услышать многоголосый громкий хор в водоеме нельзя. Он помогает рыбам ориентироваться, дает возможность точно определить, где находится нерестилище. С кем и как образовать пару? Это сложная проблема значительно упрощается, и самки могут быстрее начать откладывать икру.
         Весной, примерно в то время, когда щуки, а вслед за ними и окуни начинают петь хором, на моховых болотах появляются птицы.
         Судак, который вообще-то не особо храбрый, став отцом, совершенно преображается У судаков самки не обременяют себя материнскими обязанностями. Единственная из забота отложить икру. Всем остальным занимаются самцы. Они готовят и место для откладки икры, и охраняют гнездо. Станет приближаться к гнезду лягушка или любая рыба - судак моментально начнет как бы изо всей силы толкать что-то. Звуки-удары производят должное впечатление. Да и вид самого судака, его настрой неплохое подкрепление: он поднимает спинной плавник, растопыривает жаберные крышки. Мгновение - судак отважно кидается на врага. Для того, чтобы узнать, как ведут себя в тяжелые минуты рыбы, были поставлены эксперименты, в которых имитировали нападение на них хищника. Оказалось, молодые рыбы (плотва, карась, окунь, лещ, ставрида) никаких криков не издают. Зато взрослые кричат по-своему. Погибающая плотва пищит, и чем крупнее она, тем сильнее писк. Раненный вьюн свистит, звук этот длится несколько секунд. Есть "крики боли" у лещей, осетров, угрей и сомов.
         Среди рыб первое место по неразговорчивости занимают сельди, верховки, хамса и плотва.
         Бычок-кругляк, житель Азовского моря, - рыба серьезная. Почувствовав, что настал момент "расстаться с прежней жизнью, обремененной заботами о себе, он перво-наперво сооружает гнездо, которое похоже на пещерку. Покончив с этим нужным делом, бычок начинает петь, а точнее, потихоньку квакать. Если пение его не производит особого влияния на самок, тогда бычок, поквакав, начинает громко скрипеть или верещать. Вот уж против этой "серенады" самочки устоять уже не могут. Они приближаются к гнезду и, не доплыв до него немного, останавливаются. Бычок выбирает одну из них...
         Когда вопрос касается еды, рыбам тоже не до сантиментов. Сильные оттесняют слабых, а голодные настроены более воинственно, чем сытые. Если у речных окуней, опередив всех, схватит корм слабая рыба, ей этого не простят. Услышит она звуки угрозы, и, подняв спинные плавники, могущественный собрат начнет погоню, пытаясь отнять у нее еду.

Ваши предложения и замечания ждем по адресу
e-mail:webmaster@fishing.kiev.ua