Тропинка в торосах
А.Антипчук, "Рыболов" 1/2001


      Самая интересная, самая захватывающая рыбалка начинается в Пярнуском заливе зимой, когда устанавливается здесь крепкий лед Весной и осенью залив беспокоен, высокие гребни волн захлестывают берег, напоминая о том, что это все-таки море. Но зимой вода успокаивается, и кажется, что прибрежные леса, окружившие этот спящий уголок моря, охраняют его безмятежность
      Рыба в Пярнуском заливе ловится самая разнообразная - окунь, судак, вимба (рыбец), лещ, щука и т.д. Много желающих попытать счастья приезжают из Эстонии и соседней Латвии
      Большинство рыболовов охотятся на окуня. Экземпляры весом в 1 кг у нас не редкость Бывает, поймаешь такого вот "лаптя", а он и в лунку не пролезет, без багорика не возьмешь.
      Ловят окуня на блесну и на мормышку - пустую или с мотылем. Но не любят местные рыболовы приезжих "мотыльщиков", говорят, что рыба от мотыля "портится" - в том смысле, что, попробовав это угощение, ни на что другое брать не хочет.
      Мы, местные рыболовы, в отличие от большинства приезжих не сидим на одном месте в толпе, а ищем на просторах залива "свою" рыбу. Зато если уж найдем окуня, надеваем белые маскировочные халаты и сидим ловим - наслаждаемся.
      В сильный окуневый жор и блесной играть не надо, потому что не успела она до дна дойти, как окунь ее уже схватил.
      Если заметят, что ты нашел рыбу, то, как говорится, пиши - пропало. Бегут, санками по льду гремят, беззастенчиво обрубают - лунки сверлят буквально под твоим ящиком. Окуню этот шум тоже не нравится - и он отходит в сторону. Вот почему в таких случаях маскхалат незаменим.
      Особенно хорошим клев бывает по перволедью. Рыболовов мало, окунь берет так, будто он с самого лета ничего не ел. А как лед окрепнет, нашего брата становится больше.
      В сильные январские морозы окунь становится вялым, малоподвижным. Стайки мельчают, скатываются в ямы и ждут там прихода лучших дней. Клев ослабевает, чаще попадается мелочь.
      Ближе к весне, когда у окуня пробуждается аппетит, стаи приходят в движение, появляется надежда неплохо половить. Но с потеплением лед обретает рыхлость, появляются трещины, промоины. Очень часто отколовшиеся льдины уносит в залив вместе с рыболовами. Кстати, такое случается не только весной. Сильные северо-западные ветры способны оторвать ледяное поле любого размера и в зимнюю стужу.
      ... Однажды мы вышли на лед в отличную погоду: ярко светило солнце, был легкий морозец. Но к полудню небо заволокло тучами, поднялся ветер, пошел снег, и вскоре началась пурга. До этого вялый, окунь словно с цепи сорвался: клюет и клюет.
      Вдруг я услышал крики. Выяснилось, что недалеко от берега образовалась трещина шириной около 3 м - перепрыгнуть невозможно. Мы разделились на две группы и пошли в разные стороны вдоль трещины искать место, где можно перебраться на противоположную сторону. Слава Богу, нашли...
      Вообще трещин на Пярнуском заливе очень много, и мы уже привыкли не обращать на них внимания, лишь бы они не расходились в стороны. А когда случается несчастье, понимаем, что привычка эта - очень плохая.
      Окунь у нас больше любит ненастье. В ясную, морозную погоду можно остаться без улова, а вот в пургу на этом же самом месте вы получите от рыбалки полное удовлетворение. Но бывает и наоборот, а резкая смена погоды может все испортить.
      Так было в середине минувшего января. Зима хозяйничала вовсю: стояли морозные дни, снежный покров местами достиг непомерной для наших краев толщины, недалеко от берега на льду видны были торосы. Через них-то мы и проложили тропку далеко в залив, туда, где скопился окунь. Эту стаю мы нашли несколько дней назад. Еще никто не знал о ней и не мешал нам тешиться отличной рыбалкой.
      Окунь оказался на редкость крупным. Его поклевки были редкие, но мощные, резкие и верные. Время, проходившее между подсечками и вываживанием каждого "лаптя", летело быстро, потому что руки долго помнили ощущение борьбы с сильной рыбой.
      Но это было вчера и позавчера. Сегодня мы хотели того же.
      Погода была на редкость устойчивой: ни ветерка, ни снега, только ярко светило солнце на голубом небе и стояла тишина. Лишь изредка ее нарушал крик ворона, пролетавшего низко надо льдом.
      Остались далеко позади торосы, и только лес на берегу все еще казался рядом. Нашли свой "маяк" - красный лоскут ткани на шесте, воткнутом в снег - и свои лунки. За ночь они замерзли, пришлось делать новые.
      Но вот блесна достигла дна, и я принялся "разыгрывать" полосатого. Что-то сегодня будет?
      Поклевка последовала после нескольких коротких взмахов удильником, и началась борьба с крупняком. Она шла на удивление тяжело, часто приходилось стравливать леску, чтобы не дать солидной рыбине сойти. Вскоре она начала сдаваться, и я медленно завел ее в лунку, куда она пролезла с трудом.
      Но что это? Вместо ожидаемого окуня на льду переваливалась с боку на бок крупная вимба. Есть примета: если пришла белая рыба, значит, окуня здесь, скорее всего, уже нет. Мои опасения оправдались. Два часа мы кружили вокруг старых лунок, но поймали только двух небольших окушков, которых тут же отпустили.
      Мимо нас в сторону берега промчался "Буран". Мы пошли по его следу, изредка делая лунки и уже не рассчитывая на удачу, как вдруг мой напарник извлек на счет божий хорошего окуня. Я приободрился и настроился было на то, что удача вернулась к нам, но, увы, тот окунь оказался единственным.
      Стало смеркаться, и мы пошли к берегу. Мороз усилился, под ногами звенел снег, ресницы и брови покрылись инеем. Потускневшее солнце, бордовый цвет которого явно указывал на скорую перемену погоды, медленно опускалось за ледовый горизонт. И хотя сегодня мы возвращались налегке, на душе было радостно, хотелось смеяться.
      На следующее утро я понял причину бесклевья: поднявшийся ночью сильный северо-восточный ветер нагнал туч и крупными белыми хлопьями запорошил все вокруг. Резкая перемена погоды положила конец нашей упоительной рыбалке.
(с)Дом Рыбака - 2001