«Современная карповая снасть» для Одесского карпа и сазана

Вадис Андрей Гертрудович, Одесса valuta@inkom.odessa.ua

Статей о современной ловли карпа и сазана написано «не меряно»! практически ни один номер рыболовного журнала не обходится без описания бойловой снасти и ее применении на Украинских водоёмах.

После первого знакомства с ловлей на бойли прошло порядком четырёх лет. Пробовали ловить на разных водоёмах Одесской области как открытых, так и закрытых, природных и искусственных, но результат был не утешительный. Рыба в нашей области на новшества, пусть даже фирменные, ловилась с большими трудностями. Ну не знаком им этот протеиновый чудо-шарик с привлекательными, по мнению производителей, ароматизаторами. Лишь на р. Барабои,  в частных владениях, где к данной насадке были приучены карпы “ново украинскими рыболовами в полной экипировке”, результаты были более-менее. Хотя комбикорм барабойский карп берёт охотнее, чем бойли. Пробовали Мы с другом ловить и на Днестре, Турунчуке, в с. Грибовка, на Сухом и Хаджибеевском лиманах – очень слабо, а когда переходили на мамалыгу, кукурузу, мякоть хлеба, то хоть веселее было смотреть на снасти и рыба в садке начинала плескаться!

Однажды, года 3 назад, решили мы с соседом поехать на арендованный водоём в с. Грибовка. Там Мы раньше не плохо ловил карпа, хорошего карася (до 1 кг), не плохо брала щука-травянка, судак. Кстати, наш первый крупный карп был пойман именно там, около часа ночи на макуху и весил он четыре с лишним кг. Брали Мы и поменьше карпов на 2,5 кг, тоже ночью на поплавочную снасть, оснащённую светляком, а насадкой служила мамалыга с медовым ароматизатором. Так вот, накануне перед рыбалкой, Я распечатал с интернета статью о бойловой снасти. Сидя вечером у Славки на кухне и обсуждая эту статью, Мы решили, что Наш карп этой “БОЙЛИ” не поймёт. Но сама технология открытого крючка нам понравилась. И пришла нам в головы идея о боловой снасти с привычной, для нашей рыбы, кашей (мамалыгой). О растворимых волосах и т.п. Мы еще не знали , по этому креплением для насадки был отрезок поводка, после завязвания крючка. Снасть выглядела как обычная бойловая, только вместо бойли к петельке над крючком крепилась маленькая пружинка, на которую Мы и накатывали кашу (рис.1).

karp06_1.jpg (4261 bytes)

рис.1

Преимущества перед бойловой снастью, как для нас, были очевидны:

Приехав на водоём, мы сразу зарядили наши  новшества мамалыгой и на две удочки, вопреки безнасадочному методу, подсадили на крючок червя. После того как дрожь от предвкушения первой долгожданной рыбалки прошла, Мы начали разбрасывать прикормку в места забросов.

Это было в апреле перед пасхой. Помощников - наблюдателей в ту рыбалку у нас было достаточно: Славкин сын, племянник и моя жена, все соскучились после зимы по солнышку и возрождающейся природе. Мы со Славкой настроили спиннинги и побрели вдоль берега ловить щуку-травянку.

Жена, как бывалая пассивная рыбачка, устроилась в теплой машине разгадывать кроссворды, т.к. знала, что на рыбалке для меня существуют только три вещи: водоём, снасти и рыба. Малых мы оставили наблюдать за поплавками  с напутствием ничего без нас не трогать, а лишь кричать, если что то клюнет (такой себе новый сигнализатор поклевки) ! Намотав N-ое количество километров вдоль водоёма, Мы взяли несколько щук, самая крупная была более 2 кг. Решили вернуться к машине и посмотреть как там наши рыбачки да и воображение  уже рисовало картины изнурительной борьбы с крупным карпом. У берега, где Мы раскинули наши снасти, не было видно ни одного поплавка, а «наблюдатели» баловались на соседней лужайке. Как выяснилось позже, они решили , на всякий случай, сделать контрольные подсечки на всех пяти удочках. На распутывание снастей у нас ушло около получаса, после чего Мы не доверили столь важное дело другим и начали ловить белую рыбу сами. Первая поклёвка произошла у Славки где то в начале одиннадцатого, поплавок медленно приподнялся и резко пошел в сторону.

“Подсак !!!!!”- крикнул Славка и Я автоматически посмотрел в его сторону. Удочка согнулась в дугу и было видно, что рыба на крючке не малая. Я подбежал к товарищу и начал дипломатично подсказывать как вываживать, хотя наверно в тот момент он меня и не слышал. “Опусти фрикцион! Не дай ему уйти в камыши….!!!”- кричал Я, стоя у воды в состоянии готовности №1 и с опущенным подсаком в воду. Когда Славик начал подводить рыбу к берегу, Я посоветовал ему сложить два первых колена удочки, чтобы было удобнее завести рыбу в подсачек. С первого раза карпа завести в “усмиритель” не получилось, он ложился поперёк подсачека раза три, но в конце концов, Славка медленно повел его вдоль берега и мне удалось завести трофей с хвоста в подсачек. ЕСТЬ!!!!          “ Давай пять сказал Славка и протянул мне дрожащую от волнения руку.

При взвешивании карп потянул на 7 кг 100 гр. – он до сих пор остаётся нашим самым крупным карпом (пока), пойманным на поплавочную удочку для дальнего заброса. Конечно, если бы этот карп взял в июле-августе, то ещё не известно в чью пользу закончился этот поединок, но это - слабый после зимы карп, открыл в том году нам сезон ! Как потом выяснилось, взял карп на немного другую снасть, но по смыслу она практически ни чем не отличалась от нашего способа. Славка потом прозвал этот способ насаживания - “ БУТЕРБРОДОМ”! Вяжутся к основной леске два поводка, один длиной 20 см, а другой на 3-5 см короче. На более длинный поводок насаживается червь, а на короткий - мамалыга. Особенность заключалась в том, что длинный поводок закатывался в мамалыгу.(рис.2).

karp06_2.jpg (5333 bytes)

рис.2

В ту рыбалку Я тоже взял карпа на 2,5 кг на бойловую снасть с маленькой пружинкой и у Славки ещё была одна хорошая поклёвка, но фрикцион был слишком ослаблен и он не смог удержать рыбу, которая сразу после подсечки поперла в камыши и оборвала поводок. Результатом той рыбалки были: два карпа 7,1 и 2,5 кг, 3 кг отборного карася по 600-800 гр. и несколько щук-травянок.

С болью в сердце Мы вспоминаем теперь этот водоем. Раньше там можно было неплохо провести время, отдохнуть и порыбачить. Года 2 назад там сменился арендатор и от нерационального ведения рыболовного хозяйства рыбы стало значительно меньше, при этом цена отловочных выросла в 3 раза. Бывший арендатор - дядя Коля, сам создавал этот водоем, обустраивал, запускал рыбу и следил за  отловом. Сейчас там за бутылку коньяка, но дорогого, приехавшие на джипах «дяди», могут перегородить весь водоём сетями и с ружья пострелять по мальку с лодки!!! А дядя Коля арендовал чуть ближе к морю участок самой речки Барабои, в месте её впадения в Черное море. В прошлом году мы со Славкой отдыхали семьями в Грибовке на курорте. Решили подойти к дяде Коле и спросить как идут дела у него на новом водоеме. Он рассказал, что запустил карпика, карася, мелкого судачка, а щуки и без зарыбления достаточно! Мы попросили разрешения порыбачить у самой базы отдыха, где мы отдыхали, и на следующий день Славик и Я сидели на берегу с одной удочкой на двоих и с буханкой хлеба. По очереди Мы ловили мелкого карпика и карася, выпускали их обратно в речку с напутствием: «Растите побыстрее!!!», чтобы через пару лет снова можно было побороться со взрослыми карпами. Тогда нам попался карпик грамм 800 и несколько хороших черепах, которых мы тоже выпустили. За несколько часов рыбалки мы с радостью для себя решили, что через год сюда будет смысл ездить за карпом и карасём.

Для любителей большого количества рыбы, не важно каким методом она им досталась, лучшая насадка – зелёная купюра, насаженная на супер спиннинг и заброшенная в рыбные ряды на «Привозе», где можно поймать очищенные филейчики сома, судака, карпа и других, даже экзотических видов рыб: «Любой каприз за Ваши деньги!». У грамотного хозяина, который знает своё дело и болеет за водоём, ухаживает за рыбой и допускает к рыбалке только настоящих рыбаков, а не добытчиков, всегда будут дела идти лучше, чем у толстопузов, набивающих  свои карманы деньгами. Таким как дядя Коля и денег не жалко платить, потому что знаешь, что эти деньги пойдут на развитие водоема, его обустройство и зарыбление!