ПОДГОТОВКА ПЛАВСРЕДСТВ К ЗИМЕ
И. Русецкий "На зимние квартиры" КиЯ ¦5(129)87


     Навигация закончена-наступила осень. Не следует, однако, спешить домой, к телевизору: есть еще дела у воды, нужно хорошенько подготовить к зимовке ваше плавательное средство, будь то яхта, катер, небольшая лодка или даже надувнушка. К тому же, хорошему судовладельцу и зимой отыщется работа, чтобы весной пораньше оказаться на воде. В этой статье нам и хотелось бы напомнить основные правила и рекомендации по подготовке плавсредств к зиме, а также дать несколько полезных советов.

      Прежде всего перед подъемом на берег судно следует разоружить, то есть снять с него все, что снимается.
Выбирая на берегу место для стоянки, деревянное судно неплохо расположить носом на юго-запад, чтобы весной солнце одинаково нагревало оба борта и дерево высыхало более или менее равномерно. Устанавливать лодку или катер в помещении нужно на деревянные подкладки, кильблоки или сани. На открытом воздухе можно соорудить козлы или стойки, врытые в землю. Расстояние от земли должно быть не менее полуметра - это облегчит ремонтные и профилактические работы. Легкие лодки следует ставить днищем вверх.
Если нет возможности поместить судно в закрытое помещение, желательно сделать над ним навес для защиты от дождя и снега. В крайнем случае можно укрыть лодку или катер чехлом из брезента или другой плотной ткани.

      Деревянные суда. Установив лодку на зиму, следует ее хорошенько вымыть, начиная с подводной части. Водоросли, слизь - ободрать жесткой щеткой, прочный слой ракушек - мелким песком. В районе ватерлинии корпус надо промыть бензином или керосином, чтобы снять следы масла, которое, что греха таить, нередко появляется еще на поверхности воды. Надводный борт рекомендуется промыть мыльной водой, после чего насухо вытереть ветошью, обдирая одновременно отстающую краску и очищая пазы от вылезшей конопатки.
Открывшееся при очистке дерево после сушки желательно проолифить.
      В корпусах деревянных судов, которые эксплуатируются в морских условиях, может появиться древоточец. Если им поражены небольшие участки, их нужно очистить, открыв ходы древоточцев, и три-четыре раза пропитать 10-15 %-ным горячим (60-80 С) раствором медного купороса или 10-15 %-ным раствором противообрастающей краски в ацетоне или уайт-спирите. После сушки в течение одних-двух суток обработанные участки покрывают грунтовкой на олифе.
      Если во время сезона на деревянных частях появлялась плесень, то эти места следует промыть слабым раствором хлорной извести или другого отбеливателя, применяемого в домашнем хозяйстве (100 г отбеливателя на 5 л воды). Такой же раствор годится и для дезинфекции емкостей для воды: залейте его в емкость на сутки, после чего тщательно ее промойте.

      Металлические суда. Их также необходимо хорошо вымыть, после чего стальные - очистить железной щеткой от ржавчины, а дюралевые - от пятен окислов. Открытый металл желательно покрыть на зиму слоем грунтовки. Если позволяет погода, то неплохо это сделать и со всем корпусом.

      Стеклопластиковые суда. Нужно тщательно вычистить, вымыть и обезжирить уайт-спиритом. Поврежденные покрытия желательно на зиму отремонтировать и окрасить.
      Пузырение и расслаивание стеклопластика может быть вызвано явлением осмоса, который чаще всего поражает суда, долгое время находящиеся на плаву, причем, в основном, а морской воде. Первые признаки осмоса - это мелкие пузырьки в районе ватерлинии. Если вы нашли нечто подобное на вашем судне, вскройте несколько пузырьков: наличие внутри жидкости, пахнущей уксусом, будет свидетельствовать о том, что на корпусе происходят осмотические явления.
Если пузырьки невелики и их сравнительно немного, то справиться с такими повреждения-ми нетрудно. Для этого необходимо вскрыть все пузырьки, промыть ацетоном и дать просохнуть в течение, как минимум, недели. Затем нужно окрасить поврежденные места краской на эпоксидной основе и заполнить отверстия эпоксидной смолой с наполнителем, после чего покрыть весь корпус слоем эпоксидной краски. Если же осмос затронул большую площадь обшивки, то местным ремонтом не обойтись: в этом случае следует снять декоративный слой на всей поврежденной поверхности, обработать ее шкуркой и окрасить заново эпоксидной смолой с введенным в нее пигментом.

      Надувные лодки. После окончания сезона лодку нужно очистить мягкой щеткой от песка, водорослей и грязи. Особенно важно удалить песок, скопившийся между надувными бортами и днищем. Масляные пятна удаляют теплой водой с мылом с помощью губки. Применять для этой цели бензин и другие органические растворители нельзя. Вымытую лодку следует просушить в слегка наполненном состоянии, лучше всего в тени на ветру. Чтобы хорошо просохла лента, соединяющая борта и днище, воздух необходимо спустить и вывернуть днище наружу. Воду или конденсат, оказавшиеся внутри бортов, нужно удалить, а лодку в течение некоторого времени просушить с вывернутыми клапанами. Перед свертыванием как внутренние, так и наружные поверхности неплохо пересыпать тальком.
      Хранить лодку лучше в развернутом виде и немного надутую. Если она будет храниться в чехле, то складывать ее нужно как можно свободнее, так как в местах резких перегибов могут появиться трещины. Неплохо примерно раз в три месяца переукладывать лодку, обращая внимание на то, чтобы новые сгибы не совпадали со старыми. При этом рекомендуется вентилировать внутреннюю поверхность оболочки, два-три раза надув и спустив камеры. Шланг меха надо хранить расправленным, не допуская его перегибов.
     Хранить лодку следует в сухом помещении с температурой воздуха от 0 до 25 С и с относительной влажностью 30-80 % на расстоянии не менее метра от нагревательных приборов.

      Внутренние помещения. Все помещения на каютных катерах и яхтах, прежде чем закрывать судно чехлом, необходимо хорошо проветрить.
      Неприятный запах можно удалить с помощью раствора питьевой соды - чайная ложка на пол-литра воды. Этим раствором следует протереть поверхности и дать просохнуть.
     На зиму желательно обеспечить вентиляцию внутренних помещений судна: убрать слани, открыть рундуки, шкафы, люки, двери и т. п. Если есть такая возможность, неплохо входные двери и крышки люков оставить приоткрытыми, подложив под них клинья.
     Уплотнительную резину на люках, пробках и т. п. рекомендуется промазать густым раствором мела. Металлические детали (подвески, защелки и т. д.) необходимо очистить от ржавчины и грязи и смазать тавотом или другой смазкой, к примеру, автоконсервантом. Детали с резьбой (талрепы, задрайки) нужно развинтить, очистить от ржавчины, смазать смесью тавота с графитовым порошком и собрать.
      Для удаления из внутренних помещений лишней влаги хорошо развесить в них матерчатые мешочки с порошком хлористого кальция, который обладает высокой гигроскопичностью.

      Двигатели. Любые двигатели, как стационарные, так и подвесные, требуют зимней консервации. Если у вас на судне стоит стационарный двигатель, то прежде всего, установив катер на зимнюю стоянку, следует спустить воду из двигателя, холодильника и других систем. При этом необходимо разъединить трубопровод и шланги, соединяющие агрегаты с насосом водяного охлаждения, и отогнуть их так, чтобы разъем оказался в низшей точке. Это нужно для стока остатков воды и возможного конденсата. Если в системе есть участок, из которого свободный сток невозможен, то в самой низшей его точке следует устроить спускную пробку.
Затем нужно насухо протереть стенки моторного отсека, включая подволок, и запустить двигатель на средних оборотах. Дав ему поработать две-три минуты, пока не пойдет пар из зарубашечного пространства, следует после этого перекрыть горючее и позволить двигателю выработать горючее из карбюратора до остановки.
      Когда двигатель остынет и станет чуть теплым, протрите его сухой ветошью, укройте чехлом и еще раз вытрите конденсат с внутренних поверхностей моторного отсека. И, наконец, закройте кингстон, поставьте деревянную заглушку в выхлопную трубу, а также в отвод водяной системы. Плотно закройте люк в моторный отсек, предварительно повесив в него мешочки с порошком хлористого кальция.

      Паруса. Все паруса следует хранить чистыми, сухими, не измятыми. Небольшие (до 12 м ) паруса стирают мылом и щеткой в ванне с горячей водой. Большие паруса расстилают на чистом цементном полу и моют мыльной водой с помощью швабры, после чего споласкивают.
      Участки, пораженные плесенью, отскребают, затем погружают часа на два в раствор хлорной извести, после чего стирают и полощут. Грязные и масляные пятна удаляются с помощью трихлорэтилена. Частицы металлической пыли, которые могут присутствовать в масляных пятнах, а также ржавчину удаляют слабым теплым раствором соляной кислоты (2 части концентрированной кислоты на 100 ч. воды), затем эти места застирывают и прополаскивают. Пятна от лака выводят с помощью трихлорэтилена, после чего обрабатывают их смесью ацетона с амилацетатом (в равных пропорциях).
      О том, хорошо ли высох парус и можно ли его убирать, судят, как правило, по влажности лат-кармаиа. При уборке латы оставлять в карманах не следует. Складывают паруса следующим образом. Грот нужно сложить гармошкой, так чтобы линии сгибов были параллельны нижней шкаторине, затем скатать в рулон от передней шкаторины к шкотовому углу. При этом необходимо следить, чтобы сгибы не приходились все время на одно и то же место. Вертикальных перегибов следует избегать по возможности больше, чем горизонтальных.

      Стакселя следует складывать так, чтобы линии сгиба были перпендикулярны передней шкаторине, после чего скатать в рулон от галсового угла к шкотовому.

      Мачты - следует на зиму снять и разоружить, освободив их от всех съемных деталей. Хранить мачты необходимо в горизонтальном положении, причем чем больше будет подпорок, тем лучше - мачта не прогнется.
      Полую металлическую мачту необходимо вымыть снаружи и изнутри водой, высушить и покрыть слоем парафиновой смазки.

      Такелаж - как стоячий, так и бегучий, нужно промыть, высушить и тщательно осмотреть: нет ли на нем лопнувших прядей, погнутых шпилек и других неисправных или заржавевших деталей.

      Стальные тросы необходимо на зиму смазать. Все тросы рекомендуется свернуть в бухты и подвесить на крюки в рундуке, снабдив каждый ярлычком, чтобы облегчить процесс вооружения яхты весной.

      Аккумуляторные батареи - следует хранить в сухом теплом помещении, причем щелочные - разряженными, а кислотные - полностью заряженными.

      Стекла кают (из оргстекла) - необходимо промыть, но не органическими растворителями - в крайнем случае бензином с помощью мягкой тряпки. На зиму стекла можно законсервировать клеевой пленкой, которая готовится из следующих компонентов (в весовых частях): казеиновый клей в порошке -100, глицерин дистиллированный -40, вода -200. Клей всыпать в воду, перемешивая в течение 30-40 мин при комнатной температуре до получения однородной массы, затем добавить глицерин. Нанести смесь щеткой в течение 3-4 часов после приготовления. Снять пленку можно мягкой тряпкой, смоченной в бензине.

      И в заключение еще один совет: убирая ваше плавсредство на зиму, тщательно осмотрите его и составьте нечто вроде дефектной ведомости - список того, что надо починить и отремонтировать. Многое из этого вы сможете сделать до весны.

Счастливой зимовки!

Подготовили: Александр Кондратюк, Андрей Кабанец


Ваши предложения и замечания ждем по адресу
e-mail:webmaster@fishing.kiev.ua