ПРИБОР
ДЛЯ КОНТРОЛЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ДВИГАТЕЛЯ И НАЛИЧИЯ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ВОДЫ
КиЯ 6(136)86 |
Какова работа прибора?
На элементах DD1.3; DD1.4
собран мультивибратор с частотой импульсов 0,5-1 Гц. Импульсы с его выхода
подаются на один из входов элемента DD2.3. Но пока на другом его входе
не появится низкий логический уровень, на его выходе будет тоже низкий
логический уровень (напряжение, близкое к нулю). Транзисторы VT1, VT2 закрыты,
лампа EL) не горит. Изменится это состояние только в том случае, если сработает
один из датчиков RK1 - -RK4 (или несколько сразу) и переключатся устройства
на элементах DD2.4, DD3.) - DD3.4. Рассмотрим работу этих устройств.
На каждом двигателе установлено
по одному датчику воды и температуры. Каждому из них соответствует светодиод,
который при нормальной работе мотора не горит.
При нагревании термодатчик
уменьшает свое сопротивление. Он включен в нижнее плечо делителя напряжения
R9, RK3 (или RIO, RK4), поэтому от его сопротивления зависит напряжение
на входе логического элемента DD3.1, который вместе с элементом DD3.2 и
R7 образует триггер Шмитта. При уменьшении сопротивления датчика до определенной
величины напряжение на входе элемента DD3.1 достигает нижнего порогового
значения и триггер переключается. Загорается светодиод HL3; через диод
VD2 заземляется второй вход элемента DD2.3, на его выход проходят импульсы
и управляют работой транзисторов VT1 и VT2. Лампочка мигает. Это будет
происходить до тех пор, пока двигатель не остынет и триггер не возвратится
в исходное состояние. Аналогично работает второй термодатчик, но при срабатывании
загорится светодиод HL4.
Датчик наличия воды
в системе охлаждения представляет собой два контакта, одним из которых
может быть и металлический корпус лодки. Слой воды, смачивающий контакты,
имеет малое сопротивление и замыкает входы элементов DD2.4, DD1.1 (DD1.2)
на корпус. При отсутствии воды - на их входах появляется напряжение питания
(через R1 и R2). Элемент DD2.4 при отсутствии воды в любом из двух датчиков
включит в работу DD2.3-замигает лампа, а светодиоды HL1 и HL2 укажут, в
каком из двигателей исчезла вода.
Пользоваться прибором очень
просто. Если все в порядке, на приборной доске ничего не горит. Заметив
мигание сигнальной лампы, нужно определить - какой из светодиодов включился,
и по нему определить, в каком из двигателей появились неполадки.
На транзисторе VT3 собран
стабилизатор напряжения (+9 В) для питания микросхем и светодиодов. Усилитель
тока VT1 и VT2 питается непосредственно от бортовой сети (напряжение от
10 до 14 В).
Термодатчики могут быть
любой конструкции. Для этой цели можно использовать и термошайбы. Автор
использовал терморезисторы ММТ-4 47 кОм (можно применить и другие номиналы-от
20 до 100 кОм), но тогда придется подобрать резисторы R9 и R10. Терморезистор
ММТ-4 цилиндрической формы, с металлическим корпусом, соединенным с одним
из выводов. На крышке головки блока цилиндров в одно из отверстий ввинчивается
болт. По центральной оси болта сверлится отверстие таким же диаметром,
как и корпус терморезистора. Его туго (со смазкой) вставляют в болт. В
головке болта отверстие шире - в этом месте к изолированному выводу резистора
припаяна клемма и закреплена эпоксидным компаундом; таким образом один
контакт через болт соединен с корпусом, второй - через клемму подключают
к прибору.
Конструкция датчика воды
также проста. Один контакт - это . металлический корпус системы охлаждения,
второй от нее изолирован и подключен к прибору, к которому подключены 6
проводов: по одному от каждого из 4 датчиков, один - общий, один - питание
(+12 В).
В первую очередь собирают
стабилизатор на транзисторе VT3. На его выходе (эмиттер VT3) должно быть
напряжение -)-8-9 В. Усилитель тока VT1 и VT2 при исправных элементах настройки
не требует. При подключении левого по схеме вывода R13 к плюсовому проводу
(+9 В) лампа должна загореться, к минусовому - погаснуть.
Теперь можно впаять микросхемы,
соблюдая при этом правила: заземлите корпус паяльника и снимите статический
заряд со своего тела, коснувшись рукой заземленного предмета. К точке А
и к общему проводу подключите авометр с пределом измерения 10 В. Включите
прибор. Стрелка должна периодически отклоняться. Частота импульсов (мигание
лампы) подбирается изменением номинала резистора R5. При отключенных датчиках
будет мигать сигнальная лампа и гореть светодиоды HL1 и HL2 (как при отсутствии
воды в обоих двигателях). Подключите датчики воды и опустите их в воду.
Лампа и светодиоды должны погаснуть.
Теперь подключите готовые
термодатчики, не забыв присоединить корпус болта на общий провод. Нагрейте
датчик до критической температуры вашего двигателя и резисторами R9 или
R)0 соответственно добейтесь загорания соответствующего светодиода и мигания
лампы. Ориентировочно сопротивление имеет значение, равное сопротивлению
датчика, нагретого до температуры 55-60 °С (для ММТ-4 R9, R)0-22 кОм).
Прекратите нагрев датчика, через 2-3 мин он остынет, и прибор примет исходное
состояние. Удобно на время настройки вместо R9 и R10 временно впаять подстроечные
резисторы на 100 кОм, после настройки измерить их сопротивление и впаять
такие же постоянные. Прибор готов к работе.
Привожу для справки взаимозаменяемость
деталей: DD1.3 - 561ЛЕ5; VT1-KT312, КТ315 (любой); VT2-KT816; VT3-KT603;
VD4 - Д808.
Светодиоды могут быть любые,
с рабочим током до 10 мА, диоды - также любые, малогабаритные. При использовании
лампы с рабочим током больше 0,3 А транзистор VT2 лучше закрепить на небольшом
радиаторе.
В случае использования прибора
на мотолодке с одним двигателем, его можно заметно упростить, исключив
одну микросхему и два светодиода.
Прибор испытан в разнообразных
походных условиях и показал хорошие результаты.
К. БЕСЕДИН, г. Кемерово