Отопление
на яхтах и катерах, В. АЛЕКСЕЕВ, КиЯ 3(145)90
О северных широтах оборудование
катеров и яхт системой отопления бывает не только полезно, но и совершенно
необходимо. Вспоминают о нем обычно в сырую холодную погоду. Однако даже
летом воспользоваться отоплением часто бывает не лишним, особенно в крейсерском
плавании.
Прогреть воздух в каюте
яхты или катера можно спиртовкой или примусом, но всегда надо помнить,
что при сгорании 0,5 л топлива требуется около 6 м3 воздуха, а при этом
образуется 8 м3 продуктов сгорания, непригодных для дыхания. Экипаж в этом
случае спасают многочисленные щели, через которые поступает свежий, но
холодный и сырой воздух, который вновь готов отнять у вас тепло. Поэтому
необходимо над топкой установить вытяжку и обеспечить плотное закрытие
всех иллюминаторов и люков.
Многие на катерах и яхтах
используют газовые, бензиновые или керосиновые горелки, примусы, плиты,
но ими пользоваться необходимо только при наличии над ними колпаков с газоотводными
трубами, причем у этих труб не должно быть "сифонов" - двойных изгибов
в вертикальной плоскости, затрудняющих выход газов. Форму раструба устанавливают
опытным путем с учетом удобства пользования печью.
В качестве аккумулирующего
устройства для равномерного распределения тепла во времени можно использовать
камни или воду в закрытом котле. На катерах в этом случае можно использовать
воду от охлаждения двигателя, подключив в систему охлаждения батареи отопления
в жилых помещениях. Но во время стоянки, как правило, не запускают двигатель
лишь с целью обогрева. В таких случаях лучше использовать автомобильные
печи, лучшими из которых являются печи от автобусов "Икарус".
Количество тепла, необходимое
для обогрева яхты или катера, зависит не только от герметичности каюты,
но и от изоляции корпуса, которой на металлических, армоцементных и стеклопластиковых
судах следует уделять особое внимание. Благодаря этому можно сохранить
не только свое здоровье, создав комфортные условия плавания, но и продлить
срок службы судна, защитив его от коррозии или гниения.
Отопительный агрегат или
печь лучше располагать пониже, в зоне сосредоточения холодного сырого воздуха;
так же возможно ниже следует размещать воздухозаборник калориферов (при
применении электрообогрева).
Заметим, что вентилятор
с подогревом воздуха - лучшее решение проблемы отопления: яхта или катер
всегда будут сухими.
Обычно принято располагать
камбуз у выхода из рубки. Нетрудно себе представить, что произойдет при
случайном пожаре на камбузе: из рубки уже не выйти, придется искать второй
выход, который не всегда предусмотрен на судне, а если и предусмотрен,
то чаще всего завален парусами или снабжением. Вентиляция и отопление яхты
будут более действенными при носовом размещении плиты камбуза или отопительной
печи.
Из всех отопительных агрегатов
предпочтение следует отдавать тем, которые работают на жидком топливе (керосин,
солярка) с системой водяных батарей. Естественная циркуляция теплой и охладившейся
воды обеспечивает надежную работу системы.
См. статью Б. Синильщикова
"В каюте тепло" в № 89