"Крым-5" - надувная лодка с жестким днищем

        Впервые на достоинства надувных судов с жестким днищем обратили внимание английские спасатели. В прибрежной зоне, изобилующей мелями и подводными скалами, немногочисленным экипажам таких судов удавалось спасать жизней больше, чем всем спасательным катерам традиционного типа. Именно в этих условиях проявились главные преимущества надувных мотолодок с жестким днищем: простота спуска в воду с галечного или песчаного берега, высокая скорость и маневренность, малая осадка... А главное - мягкий надводный борт, который даже в свежий ветер позволяет безопасно подходить к терпящим бедствие судам или плавающим людям.
        Такие качества судна пришлись по душе и организаторам всевозможных парусных соревнований, тренерам. Парусную олимпийскую регату в 1980 году в Таллине, например, тоже обслуживали надувные мотолодки с жестким днищем.

         В нашей стране такой класс мотолодок первыми решили выпускать специалисты ПО "Ярославрезинотехника". Опытные образцы судов дебютировали на водномоторных соревнованиях на призы нашего журнала. А осенью прошлого года ярославцы представили приемной комиссии уже полностью готовый к запуску в серию образец. Он имеет небольшие размеры и приспособлен скорее для озерных условий.
        Этой идеей заинтересовались и украинские судостроители, разработавшие проект морской мотолодки "Крым-5" с жестким корпусом из стеклопластика. Надувные бортабаллоны изготовили на Уфимском заводе РТИ им. М. В. Фрунзе. Новая мотолодка будет поставляться как по заказу Госкомспорта СССР для обслуживания соревнований и тренировок яхтсменов, так и в розничную торговлю.
        "Крым-5" - это полноразмерная мотолодка с жесткой носовой палубой, рулевым управлением, носовым багажником, двумя передними раскладными креслами и деревянной кормовой банкой, сравнительно просторным для "пневматических" судов кокпитом.
        Кресла крепятся к ровному стеклопластиковому пайолу специальными быстросъемными замками, поэтому их можно быстро снимать или передвигать в любое место кокпита. Для хранения мелочей под откидывающимися крышками сидений передних кресел оборудованы небольшие багажники. Топливный бачок, инструмент можно хранить под кормовой банкой.
        Первые выходы в море (допустимое волнение 3 балла) убедили в надежности судна Лодку можно круто вводить в повороты, не снижая скорости идти на кильватерную волну катера.
        Одним словом, мотолодка перспективна, хотя и не лишена недостатков. У "Крыма-5" несколько затянутый выход на глиссирование, особенно с полной нагрузкой. Объясняется это в первую очередь наличием балластной цистерны, которая может заполняться водой или опоражниваться на ходу. Дополнительный балласт улучшает управляемость на крутой битой волне, помогает справиться с резкой качкой на стоянке, уменьшает дрейф при боковом ветре.
         "Надувнушка" оказалась довольно чувствительна к центровке. С полным экипажем (4 человека) под мотором "Вихрь-30" она глиссировала со скоростью около 36-38 км/ч. При встрече с волной имела тенденцию зарываться, несколько подтормаживаясь при этом. При пересаживании пассажиров на кормовую банку скорость сразу увеличивалась до 43-45 км/ч.
 

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ "КРЫМА-5"
Длина наибольшая,м - 4,2
Ширина наибольшая,м - 1,8
Высота (с козырьком),м - 1,1
Вес, кг - 160
Пассажировместнмость, чел - 4
Допускаемая мощность ПМ, л.с. - 35
Скорость хода с полной нагрузкой,км/ч - 38
Габариты в сложенном виде,м -  3,5 Х 1,35 Х О.75
Ориентировочная цена, руб. старореж. - 700

Ваши предложения и замечания ждем по адресу
e-mail:webmaster@fishing.kiev.ua