МАСЛА ДЛЯ ПОДВЕСНЫХ МОТОРОВ
КиЯ 1-4(158)95

        Журнал уже не раз знакомил читателей с характеристиками масел для двухтактных бензиновых двигателей (далее ДТБД) и основными требованиями к ним (см., например , "КиЯ" №149). В публикациях отмечалось влияние качества масла на нагароотложение, температурные параметры двигателя, эффективность топливных смесей, приводились сведения о классификации моторных масел, давались общие рекомендации по их применению.
        В последнее время обострился интерес к применению импортных сортов масел, а также использованию заменяющих - альтернативных марок из-за трудностей с "добыванием" рекомендованных. Поэтому мы считаем полезным дополнить имеющиеся рекомендации некоторыми новыми сведениями и практическими советами. Тем более, что парк лодочных ПМ уже заметно пополнился зарубежными моделями и сейчас наряду с отечественными "Салютом", "Ветерком" и "Вихрем" можно встретить моторы с марками "Джон-сон", "Эвинруд","Ямаха", "Сузу-ки", "Меркюри","Маринер" и др.
 
Отечественные специальные масла для ДТБД


        На сегодня в торговую сеть поступают расфасованные отечественные специальные масла двух марок: М-12ТП - производства ПО "Ярославнефтеоргсинтез" и М-12ТПу - производства Павлодарского ПО "Химпром". Эти масла обеспечивают надежную работу ПМ малой и средней мощности, т.е. всех вьшускаемых у нас марок, в концентрации (по объему) 1:50 к топливу. Сразу же подчеркнем, что эти же масла рекомендуется применять и при эксплуатации импортных ПМ мощностью примерно до 40 л.с. Попутно отметим, что в последние годы стали более доступными и зарубежные специальные масла для ДТБД.
 

О возможности замены специальных масел


        В связи с острым дефицитом специальных масел, а также отсутствием у многих судоводителей-любителей и работников торговли всей необходимой информации практически, на местах, продолжают применять в ДТБД совершенно непригодные для них, но имеющиеся в наличии высокозольные масла.
        Особенности смазки ДТБД, в которых масло сгорает вместе с топливом, выдвигают на первое место такие проблемы, как предотвращение отложений в камере сгорания и выпускной системе и предотвращение снижения интенсивности замыкания электродов свечей, уменьшение токсичности выхлопа, повышение биоразлагаемости горючесмазочных материалов и продуктов сгорания.
        Применение зольных автомобильных (М-5з/10Г„ М-6з/12Г\, М-бз/ЮВ, М-53/12Г,), автотракторных (М-ЮГ^к, М-ЮГ,, М-ЮВу М-10ДМ и др.), а также тепловозных, судовых и прочих непригодных для ДТБД масел отрицательно сказывается и на работоспособности, и на долговечности лодочных ПМ. Кроме того, все эти масла используются в довольно высоких концентрациях в топливе (3-5%), вследствие чего в окружающую среду проникают продукты их неполного сгорания.
        Из числа товарных масел приемлемым для ДТБД в качестве альтернативного можно считать лишь масло М-8В(ГОСТ 10541-78); другие неспециальные масла к применению в ДТБД не допускаются.
        Для нефорсированных ПМ старых моделей можно допустить применение масла МС-20, но из-за отсутствия в своем составе моющих присадок оно не обеспечивает чистоты двигателя и требует частых его разборок для удаления нагара.
        Ни в коем случае нельзя применять в ПМ моторные масла групп В, Г, Д и Е, предназначенных для судовых и тепловозных дизелей, т.к. эти масла отличаются очень высокой зольностью, а для нормальной работы ПМ необходимы малозольньге или беззольные масла.
        Специальные масла для ДТБД (как правило, их применяют в концентрации 2% к топливу - 1:50 по объему) содержат лишь незначительное количество среднезольных присадок, преобладают беззольные присадки. Строго сбалансированный состав базового масла и присадок обеспечивает хорошие антикоррозионные свойства, снижает нагарообразование и износ, уменьшает содержание токсических веществ в выхлопных газах.
 

Зарубежные масла для ДТБД


        За рубежом специальные масла для ДТБД классифицируют по группам в зависимости от назначения.
        Масла класса "ТС", имеющие повышенное допустимое содержание золы (0.12%) рекомендуются для различных ДТБД с высокими температурными и скоростными характеристиками, кроме лодочных подвесных моторов. Подчеркнем - для ПМ они не рекомендованы!
        Масла классов "ТВ"/"ТА" с допустимым содержанием золы 0.2-0.5% рекомендуются лишь для маломощных ПМ до 5 л.с. (рабочий объем 50-200' см3), устанавливаемых на легких мотолодках.
        Для ПМ средней мощности - до 40 л.с. (рабочий объем до 500 см3) можно применять масла класса "ТВ" (зольность до 0.2%), но лучшим вариантом будет использование масел класса "ТД".
        Масла класса "ТД" имеют нулевую зольность и выпускаются для ПМ большой мощности. Сразу отметим, что специальные масла этого класса в своей маркировке должны обязательно иметь обозначение ''Outboard oil".
        Это лишь самые общие рекомендации. Для каждого конкретного ПМ прежде всего следует руководствоваться его инструкцией по эксплуатации. Дело в том, что даже для ПМ одной и той же марки, но разного года выпуска, могут быть существенно отличающиеся рекомендации, особенно по концентрации масла в топливе.
        Отметим, что в маркировке масел кроме достаточно известных названий таких нефтяных фирм, как "Шелл", "Эссо", "Бритиш Петролеум", можно встретить и названия фирм-изготовителей двигателей; ряд фирм (например "Тохатсу") рекомендуют для своих моторов масла со своей торговой маркой.
        В последнее время все чаще стали встречагься ПМ, снабженные системой впрыска масла (это, например, моторы фирм "Ямаха", "Сузуки", "Маринер", "Меркюри", "Тохатсу"). В таких моторах масло из бачка емкостью до 2 л самотеком поступает к насосу и подается непосредственно в цилиндр в соотношении от 1:20 до 1:120 к топливу (в зависимости от частоты вращения и мощности двигателя). На номинальной мощности соотношение масла к топливу обычно составляет 1:50.
        Для двигателей с такой системой смазки необходимо масло с хорошей текучестью, поэтому используют предварительно разбавленные масла, имеющие пониженные вязкость и температуру застывания благодаря введению в их состав керосиновых фракций.
 

Влияние вязкости масла а концентрации его в смеси


        Эффективность работы и долговечность ПМ во многом зависят от вязкости масла и концентрации его в топливе. Многочисленные исследования показали, что оптимальные значения этих характеристик для двигателей разных моделей различны. Уменьшение вязкости при низкой концентрации масла может вызвать повышение интенсивности изнашивания деталей двигателя, появление задиров. Напротив, увеличение концентрации масла (особенно - высоковязкого) ухудшает процессы сгорания, повышает потери на трение, увеличивает нагарообразование и токсичность выхлопа.
        Например влияние вязкости и концентрации масла в топливе на мощность в двигателе "2СД-М1" приведено на рис.1. Для этого двигателя наиболее благоприятны вязкость 10-12 ммУс при 100°С и концентрация масла в топливе 3%. В зависимости от конструкции двигателя и марки масла эти оптимальные значения могут изменяться.


 

 
Совершенствование специальных масел


        Масла постоянно совершенствуются в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями изготовителей ПМ.
        Интенсивность износа снижают при помощи противоизносных присадок или оптимального количества остаточного компонента, либо применением синтетических базовых компонентов.
        Нагарообразование уменьшают введением эффективных термостабильных присадок и снижением тяжелых компонентов в составе масла. Предотвращение загрязнения свечей зажигания достигается использованием беззольных или малозольньк масел с малой их концентрацией в топливе.
        Коррозионная стойкость масел повышается применением ингибиторов коррозии или эфиров и полибутенов в качестве базовых компонентов.
        В настоящее время особенно большое внимание уделяется снижению токсичности и дымности выхлопа. Эту проблему решают как совершенствованием конструкций двигателей, так и оптимизацией состава топлива и масла.
        В ДТБД при продувке большое количество газов проходит через цилиндр и добавляется к продуктам сгорания, поэтому концентрация углеводородов в выхлопе значительно выше, чем в двигателях с четырехтактным процессом. Источником образования большей части углеводородов в отработавших газах является топливо. Вместе с тем известно, что при снижении концентрации масла в топливе до 1-2% значительно улучшается полнота сгорания, что снижает дымность выхлопа. Четкой зависимости между составом моторных масел и дымностью выхлопа не выявлено, однако установлено, что применение в качестве добавок к маслу полибутенов снижает количество видимого белого дыма.
        Одним из направлений совершенствования масел для ДТБД является применение в их составе синтетических базовых компонентов. При сгорании таких масел значительно уменьшается содержание в отработавших газах полициклических углеводородов (антрацена, фенотрена и их производных).
        Синтетические масла имеют бесспорное преимущество и с 'точки зрения снижения нагарообразования в двигателе, а также обладают лучшей смазывающей способностью, что позволяет уменьшить их концентрацию в топливе до соотношения 1:100. Кроме того, синтетические масла обладают более высокой, чем минеральные, скоростью биологического разложения. Все эти преимущества синтетических окупают их значительную стоимость.
        Наш ВНИИ нефтепродуктов проводил работы по разработке специального масла для ПМ. Такое масло с маркой М-12ТБЗ было разработано и испытано на "Вихре-30". Имеются также и новые разработки масел па синтетической основе, но трудности с финансированием мешают продолжению работ.
        Е.Мещерин, М-Островская
        ВНИИ нефтепродуктов, Москва
 
 

Несколько общих рекомендаций


        На масле экономить не стоит!
        Не применяйте случайных "неизвестных" масел.
        Смешивать, точно соблюдая дозировку, лучше всего в отдельной емкости.
        Как уже неоднократно подчеркивалось, в целях повышения эффективности работы и долговечности ПМ, а также для снижения загрязнения среды и обеспечения личной безопасности владелец мотора должен очень внимательно относиться к приготовлению топливно-смазочной смеси.
        При добавлении отечественных специальных масел готовая смесь отличается от чистого бензина более интенсивной желтой окраской. Тщательно перемешанная смесь имеет высокую физическую стабильность и может (хотя это и нежелательно) храниться в течение длительного времени без расслоения и выпадения осадков.
        Зарубежные масла чаше всего имеют сине-зеленый цвет, т.к. в них вводят красители специально для возможности легкого определения смеси. Топливно-масляная смесь с такими маслами имеет равномерный светло-голубой оттенок.
        Большинство товарных импортных масел для ДТБД относится к категории предварительно разбавленных специальными растворителями ("рге-diluted" или "selnnixing") или, как их еще называют, "самосмешиваюцихся масел": они содержат в своем составе до 20-25% специальных растворителей (чаще всего керосин) для более легкого смешивания с бензином и для повышения текучести. При использовании таких "самосмешивающихся" масел следует помнить, что температура их вспышки значительно снижена (составляет 50-100'С) и, соответственно, требования к пожаробезопасности при хранении и работе с ними ужесточаются.
        Необходимо следить, чтобы не было подтеканий из топливной системы; нежелательны дозаправка бачка на ходу, выплескивание топлива из-под пробки или из суфлирующего отверстия.

Подготовлена Alex&K 17.06.99


Ваши предложения и замечания ждем по адресу
e-mail:webmaster@fishing.kiev.ua