КАРТОП С ОБВОДАМИ ДЖОНБОТА
С. Евфратов КиЯ №2(102)83

      Я задумал построить легкую моторную картоп-лодку под 2-сильный "Салют", которую можно было бы перевозить на верхнем багажнике старенького "Запорожца". Это требование ограничивало вес- надо было уложиться в 40-45 кг. С другой стороны, хотелось иметь вместительную и безопасную лодку, на которой можно было бы плавать всей семьей - втроем.
      В конце концов я выбрал простейшие плоскодонные обводы корпуса с прямоугольной в плане палубой. Заманчивым было то, что при сравнительно малых габаритах и весе такие лодки обычно имеют большую грузоподъемность и неплохую вместимость.
      Единственное, в чем я существенно отступил от приведенных в журнале проектов "джонботов", - это отсутствие развала бортов и обводы в корме. Переход днища в транец я сделал не под прямым углом, а со округлением радиусом 670 мм. Благодаря этому она легче идет под веслами; ощутимо повышается и скорость под мотором "Салют" в водоизмещающем режиме - даже при полной нагрузке она не меньше 8-9 км/ч.
      Корпус моей 2,5-метровой лодки обшит трехслойной строительной фанерой марки ФК; набор нарезан из сосновых реек. Шпангоутов всего четыре. В местах установки на днище фальшкилей изнутри корпуса уложены тонкие рейки - стрингера. Простота обводов позволила построить лодку очень быстро без всякого стапеля.

Основные данные лодки с обводами "джонбота"
Длина наибольшая, м 2,51
Ширина наибольшая, м 1,2
Высота борта минимальная, м 0,35
Размеры кокпита в плане, м 1.0Х1,81
Масса корпуса, кг 43
Пассажировместимость, чел. 3
Скорость под ПМ "Салют" с полной нагрузкой, км/ч 8-9

      Корпус получился прочным и надежным. Однажды, идя под мотором с двумя пассажирами и грузом, я на полном ходу наскочил на скрытый под водой торец бетонной сваи. Лодка перепрыгнула через нее, процарапав днище. Корпус не потек, но через две недели начала отслаиваться внешняя рубашка фанеры в месте удара.
      Плаваю на своей лодке уже три сезона, так что теперь можно говорить и о собственном опыте ее эксплуатации. В первую очередь хотелось бы отметить, действительно, хорошую ее обитаемость. При необходимости можно ночевать прямо в лодке, установив тент. Спать на надувном матрасе удобно благодаря малой высоте набора и плоскому днищу. Не требуется никаких сланей, ходить можно без опаски прямо по днищу. Лодку гружу на машину (и разгружаю) один: задвигаю днищем вниз на багажник автомобиля сбоку, а потом уже разворачиваю ее вдоль по ходу.
      На небольшие расстояния перевозим лодку на двух колесах от детского велосипеда. Стойки колес благодаря плоским бортам можно устанавливать в любом месте по длине лодки. После спуска на воду снятые колеса укладываются в корме.
      Чтобы можно было регулировать центровку на плаву, обе банки сделаны сдвижными. Имеются две пары подуключин. Я спокойно гребу и во время дождя - с поставленным тентом. Дуги тента устанавливаются в свободную пару подуключин, а четыре окна по всем сторонам тента обеспечивают хороший обзор. Для обеспечения непотопляемости я укладываю в лодку пенопластовые блоки (под палубу в корме и в носу) или надувные емкости.
      В тех местах, где я плаваю, большой волны не бывает, можно смело ходить в любую погоду. Лодку обычно не забрызгивает, благодаря полным носовым обводам она легко отыгрывается на волне (надо лишь сдвигаться ближе к корме). Когда пассажир вынужден сесть ближе к носу, брызг много; как показала практика, в таких случаях выгоднее идти к цели галсами.
      По сравнению с серийной пластмассовой "Онегой", наша лодка, по моему мнению, гораздо удобнее в эксплуатации, легче идет под веслами. А главное - ее можно построить своими силами и обойдется это много дешевле.

ЭСКИЗЫ КОНСТРУКЦИИ ЛОДКИ

AKS & Alex&K


Ваши предложения и замечания ждем по адресу
e-mail:webmaster@fishing.kiev.ua