Три варианта мотолодки "Надежда"
КиЯ 3(133)88

        Знакомясь с письмами любителей водного туризма и спорта, нетрудно убедиться, что почти каждый, кто задумал построить мотолодку своими силами, хочет видеть в предложенном проекте различные варианты использования, наиболее близкие его целям и представлениям, стремится внести что-нибудь свое в проект. Хочу предложить варианты компоновки мотолодки "Надежда", обводы которой сделаны на основе тримаранной схемы с днищем типа моногедрон. "Работающая" обшивка в сочетании с клееными ветвями шпангоутов днища обеспечивает малый вес конструкции и высокую прочность корпуса. В зависимости от назначения мотолодки, скорости хода, района плавания можно выбрать варианты для туризма, рыбной ловли, буксировки лыжника или для маршрутной гонки, с различной высотой борта (SOO или 700 мм) и мощностью мотора.
        Мотолодка "Надежда-Т" предназначена для дальних и ближних туристских походов с экипажем 2-3 человека. Рекомендуемая мощность мотора 8-30 л. с. Большую часть высокобортного корпуса мотолодки занимает рубка-убежище. Сдвижной люк при хорошей погоде способствует хорошей вентиляции рубки, создает дополнительные удобства пассажирам при выходе на берег и при рыбной ловле. Он себя хорошо зарекомендовал на мотолодке "Норд-Вест-53" . Кронштейн для установки ПМ (транцевая бракета) кроме гидродинамических преимуществ сохраняет полезный объем корпуса. С той же целью кресло водителя сделано откидным. Носовую часть корпуса изнутри (до 4 шп.) для улучшения обитаемости рекомедуется оклеить легким пенопластом, закрывающим поперечный набор корпуса. Пайолы целесообразно изготовить только в районе 4-6 шп. Необходим в походе будет и тент на складных дугах, дистанционное управление, ходовые огни.
        Надо добавить, что к компоновке внутреннего пространства варианта мотолодки "Надежда-Т" следует подходить очень тщательно, так как для судна с рубкой-убежищем такие размерения можно назвать предельными.
        Мотолодка "Надежда-М" в первую очередь предназначена для любителей быстрой езды, для гонок на СНП в классах "350" и "500"; для буксировки лыжника, для тренерской работы.
        Обводы корпуса практически идентичны первому варианту с той лишь разницей, что высота бортов уменьшена на 200 мм.
        Кормовое расположение экипажа и баков с топливом, малый вес самого корпуса в сочетании с моторной установкой на транцевом кронштейне и полупогруженным винтом обеспечивают высокую скорость на трассе маршрутной гонки. С кормового дивана легче обслуживать двигатель, он становится более доступным. Для хранения снаряжения и личных вещей экипажа от носа до переборки на 2 шп. выгорожено багажное отделение с герметичным люком на палубе.
        Мотолодка "Надежда-Р" должна понравиться любителям рыбной ловли. Широкий корпус с тримаранными обводами обеспечивает хорошую устойчивость на ходу и на стоянке, что особенно важно при перемещении рыболовов во время ловли. Два поворотных и подъемных кресла позволяют рыбакам удобно разместиться, не мешая друг другу. Центральная консоль с пультом управления улучшает обзор. Тросовая проводка от барабана штурвала через текстолитовые направляющие вдоль киля проходит к транцу. На лодке возможна установка съемного тента и весел. Рекомендуемая мощность мотора - 8-23 л. с.
        Днищевые ветви шпангоутов выклеивают из пяти реек сечением 10 Х 15 мм. Внешний обвод всех ветвей днища сделан одним радиусом 1500 мм, но шаблон для выклеивания заготовок необходимо сделать с несколько более крутым изгибом - после снятия с шаблона заготовка распрямится и примет нужный изгиб. Достаточно отложить у концов каждой ветви по 10 мм внутрь детали от дуги окружности и провести плавную кривую, сопрягающуюся с этой дугой. После просушки необходимо проверить радиус. Шпангоуты надо собирать из деталей, заготовленных по разметке с проекции "корпус".
        Корпус мотолодки собирается в положении "вверх килем", без стапеля - на плоской секции палубы. Палубу следует склеить из листов фанеры по размерам проекции "план". Разметить положение шпангоутов, приклепать привальный брус и рейку со стороны кокпита. Выставив по отвесу любой из средних шпангоутов, остальные шпангоуты достаточно проверить по шпации по килю и скулам. Затем можно врезать киль и остальные продольные связи. До установки бортовых листов обшивки необходимо выложить пенопластом (слой 40-60 мм) палубу по всей площади. Для мотолодки с высотой борта 500 мм слой пенопласта в районе 1 шп.- нос должен быть толщиной 10 мм. Обшивка борта имеет постоянную кривизну радиусом 1500 мм, кроме района от 2 шп. в нос. Этот район следует заполнить пенопластом и плавно обработать от киля спонсона к борту.
        Собирать корпус можно и на двух досках, отфугованных и поставленных на ребро. Обшивку ставить на эпоксидной смоле с запрессовкой гвоздями по килю, шпангоутам и ребрам жесткости. Корпус надо оклеить стеклотканью на эпоксидной смоле. Все сомнительные, с точки зрения прочности, места надо оклеить "мокрыми угольниками". Так же следует оклеить изнутри транец по всему периметру, вклеить подкрепления в районе установки ручек.
        Кронштейн (транцевую бракету) можно изготовить из листа сплава АМг-5В или стали (6=2), отогнуть 4 фланца или приклепать угольники. Фланцы со стороны подмоторной доски и транца следует гнуть под малку. Доску лучше изготовить из пакета фанеры и крепить к бракетам болтами. Транец в районе крепления необходимо усилить.
        Ю.ЗИМИН

Ваши предложения и замечания ждем по адресу
e-mail:webmaster@fishing.kiev.ua