Век живи , век учись … ( или добавка к «Рекордным рассказам» )

Влад Фомин, Новая Зеландия. vlad.mtcook@xtra.co.nz

Я был уверен , что за несколько лет  в стране изучил и знаю про рыбалку и законы всё , что только возможно. А уж про то , что в Зеландии живая наживка (червь , короед , стрекоза и т. д.) категорически запрещена я вычитал ещё лет 6 –7 назад из какого то французского путеводителя . Я был в этом совершенно уверен все эти годы , а история с дедом Станиславом и рыбинспекцией постоянно эту уверенность подкрепляла . И всегда с большим сожалением , предварительно осмотрев со всех сторон и представив себе как бы это было , отпускал на волю красивых и толстых червяков которых находил копаясь иногда в саду. Если честно , то мне не совсем понятен подход к наживкам и приманкам в Зеландии , я бы сказал , что перегибов слишком много . И если закон один , то он должен быть один для всех и для всего ( хотя возможно , что Департамент по охране окружающей среды руководствуется какими то серьёзными и неизвестными мне мотивами ). Вот некоторые вещи , которые не совсем понятны для меня с точки зрения логики и ( опять же ) законности . Не раз видел , что на океане ( с пирса , с катера или просто с берега ) ловят на несколько спиннингов и на несколько крючков на одном спиннинге – это при том , что законом разрешен один рыбак – один спиннинг – один крючок . Да я и сам ловил так не раз – и барракуд на побережье возле Окланда , и акул с пирса в Нью-Брайтоне , и рейкота в Лителтоне… Может есть какие то иные законы для океанской любительской ловли ?! А когда я однажды на пирсе в Нью- Брайтоне спросил у компании маорийцев про лицензию , так меня просто подняли на смех , а потом … угостили сырыми устрицами и посоветовали «не напрягаться» , а просто ловить рыбу . Опять же на наживку используются кусочки рыбы или кальмара ( купленные в специальной упаковке на любой заправке ) , тут же пойманная мелкая рыбёшка , или просто собранные во время отлива ракушки или мелкие крабики . Но , ведь это тоже всё ЖИВОЕ , или по крайней мере было таковым когда то недавно . Тогда совершенно непонятно объяснение мне рыбинспекцией , что моя рыбалка на кусочки сухого рыбьего корма ( которые сделаны из рыбьей муки или ещё чего то , что имеет к живому отношение ) является нелегальной . Хотя , опять же , может она является нелегальной только около лососевых ферм , где этим самым кормом кормят подрастающее поколение сёмги ?!

Понятно , что угорь считается «сорной» рыбой , но тем не менее – он тоже должен ловиться только на один спиннинг и один крючок , но тот , кто его всё же ловит ( а что такое копчёный угорь я думаю долго обьяснять не надо ! ) всегда использует парочку спиннингов и по несколько крючков . Наживка  , правда , сомнения не вызывает – протухшее мясо , и чем оно пахнет «приятнее» тем лучше для угря . Я же всегда ловлю угря «с руки» и на один спиннинг – так более чувствительно и интересно . Но ставлю парочку крючков успокаивая себя тем , что мол рыба то «сорная» и ловится в основном ночью . Ещё мне совершенно непонятно , почему нельзя прикармливать рыбу или использовать комбинированные кормушки – груз . И это в тот самый момент , когда такой прикорм присутствует в любом рыболовном или туристическом магазине . Но , если честно , то это не показатель , потому как острогу тоже можно купить в том же магазине  , но это не значит что можно ей бить рыбу ночью с фонарём ( например ) в Твайзел – реке . Про отдельно стоящую океанско – морскую рыбалку ( или охоту ) с острогой поговорим отдельно попозже – там свои правила и законы . А сейчас вернёмся в самое начало  , к до сих пор живым червям и короедам …

Довольно часто проезжая вдоль каналов в регионе Маккензи ( а надо сказать у нас они длинные и их много ) я видел рыбаков неподвижно стоящих или сидящих возле своих спиннингов в светлое время суток ( т.е . не на угря ) , почти как у нас на Днепре или Десне . Дело было давно , да и не интересовало меня это вовсе – ну ловят и ловят , а как и на что не моё дело . Да и не интересно мне лично сидеть на одном месте , к тому же я очень редко ловил на каналах , вот поэтому и не интересовался таким видом рыбалки . Потом как то несколько раз ловил блесной рядом с такими вот рыбаками , видел что используют они примитивную донку ( только перед крючком сантиметрах в 10 ставят кусочек пробки что бы наживка чуть «привставала» над дном и не заиливалась ) и что то там наживляют на крючок . Но подойти и поинтересоваться как то не возникало желания . Правда сам как то раз попытался ловить таким образом на просверленный рыбий корм , что из этого вышло я уже когда то рассказывал .

И вот совсем недавно была у меня в гостях семья моего приятеля Константина из Крайсчёрча . Сын у него рыбак страстный  , погода была хорошая и мы активно порыбачили с довольно неплохим результатом – парочка   хороших лососей и приличная форель . Первое утро мы выехали на канал и остановились возле дальнего края лососевой фермы – место не очень живописное , но зато «уловистое» - ну уж очень хотелось мне показать и дать парню шанс выловить первого в жизни лосося . Погода была отличная , солнечная и с лёгким ( в нужную сторону ) ветерком . Учить не приходилось ничему – Костин сын вполне прилично владел спиннингом , и я спокойно бросал свою блесну наслаждаясь чудесным утром . Часам к восьми подъехала старенькая «Тайота» , из неё вылез колоритный такой дедок в потрёпанной камуфляжной панаме с разными нашивками – я его встречал несколько раз раньше , знал что он не местный , а просто приезжает из под Крайсчёрча на рыбалку , но практически не разговаривал – дед принадлежал к тому типу кивусов , которые разговаривают так , что я совершенно не могу их понять . Естественно , я всегда смущаюсь в таких случаях и замолкаю или коротко поддакиваю . Кроме этого дед при первом разговоре рассказал мне про аварию после которой он стал плохо говорить … и … , короче – мы не разговаривали . Ко всему тому он оказался невозможным хвастуном , мне тоже есть что рассказать и даже приукрасить , но не в такой же мере ! Ловить на маленьком пяточке возле лососевой фермы возможно нормально только одному , ну в крайнем случае , если поджаться , то двум . Поэтому приезд каждого нового человека , скажем так , нежелателен . Но тут уж ничего не сделаешь – надо подвигаться . Меня это сильно не волновало , я знал , что дед ловит на  донку и особо не будет нам мешать . Мы обменялись приветствиями , была рассказана свежая история про пойманную вчера большую рыбу и выражено удивление почему мы до сих пор пустые , и дед пошел доставать из багажника своё барахло . Машины наши стояли на пригорке рядом и когда я поднялся к машине взять зажигалку , он как раз наживлял что то на крючок . Это «что то» он доставал из пластиковой коробки и это «что то» шевелилось ! Внимательно приглядываться возможности не было , спросить в тот момент я тоже постеснялся , но … зная какие кивусы законопослушные граждане , я был поражен ! Вот значит как ! Я свернул сигарету , прикурил и спустился обратно к своему спиннингу . Через пару минут дед пристроился рядом , закинув метров на 20 видавший виды старый спиннинг , и воткнув его в предварительно забитый держак . Конец пару раз дёрнулся , наклонился и замер – леска натянулась и круто ушла под углом влево . На каналах всегда утром открывают шлюзы и течение бывает довольно сильное . Сколько раз я видел такой вид ловли , столько раз удивлялся – неужели люди не знают , что существуют такие специальные колокольчики , которые вешаются на конец спиннинга и сигнализируют о поклёвке ?! Мы всегда и везде в России применяли такие , ведь это же глаза заболят – сидеть и пялиться на спиннинг всё время !

Прошло минут десять . Я не напрягаясь бросал блесну , краем глаза наблюдая за дедом и за Владиславом . Первый уселся на корточки и замер не сводя взгляда с кончика  , а у второго аж пот появился на лбу – так он старательно утюжил своим спиннингом водную гладь . Конец дёрнулся . Дед шевельнулся . Я тоже насторожился . Вдруг конец резко «кивнул» , вернулся на место , «кивнул» ещё раз сильнее и мелко – мелко задрожал . Дед резко подсёк и стал выбирать . Выбирал он не играя и не останавливаясь подняв спицу резко вертикально . По тому как вёл себя всё тот же конец , было видно , что крючок не пустой . Минутой позже на берегу билась и теряла чешую небольшая лососенка . Совершенная некондиция . Такую рыбу осторожно снимают с крючка и отпускают до лучших времён . «Я помогу !» - сказал я деду , положил свой спиннинг и было взялся рукой за его леску , когда рыбка дёрнулась , отцепилась сама , перевернулась как положено на мелководье , постояла секунду и смылась в глубину . Я держал в руке дедову леску , а на крючке сидел короед ! Я даже сначала не понял , что это такое . Во первых для короеда он был сильно большой ( скорее напоминал личинку майского жука ) , а во вторых он был уже слегка пожеванный . Тут уж я не выдержал и спросил деда почему он ловит на такую вот наживку . Это ведь мол запрещено ! Дед удивился и спросил у меня , что именно запрещено ?! И вот , из дальнейшего разговора выяснилась прелюбопытнейшая штука – оказывается ловить на живую приманку МОЖНО , но только в определённых местах и в определённое время . Одним из таких мест и является канал возле Твайзела . Мне должно быть стыдно – я более четырёх лет прожил в регионе и не знал про это ! Ну признаюсь – ну не знал , ну стыдно ! Теперь знаю – я ж говорю – «век живи , век учись…»

Потом дед долго рассказывал где и как он этого короеда собирает и ищет , что его надо искать в старых деревьях во влажном лесу , и что у нас в регионе его нет , и как его надо специально одевать на крючок предварительно обрезав колючие лапы ,усы или зубы ( или чего у него там – чем он дерево то ест ?!) иначе рыба его не возьмёт … Тут я не совсем поверил – кто видел зубастую пасть форели вряд ли скажет , что ей помешают усики или ножки ! Кстати короеды эти не в пример нашим – побольше и потолще , ну это на мой взгляд от страны и от места обитания зависит .Несколькими днями позже , вечером дома , я попросил жену внимательно перечитать и перевести для меня новый путеводитель для рыбалок на 2003 год и к удивлению своему обнаружил там много новых и интересных вещей , в частности и по поводу живых наживок . Так что беру свои слова , инструкции  и предостережения обратно у всех тех , кого учил и с кем рыбачил ! Виноват , обещаю исправиться ! В следующий раз , когда приедете … Короедов не обещаю ( разве что привозите с собой !) , а вот червяков толстых на огороде у нас тьма . Вот и попробуем !

И последнее , что хотелось бы сказать – такой вид ловли наименее популярен в регионах где много рек и озёр и где с успехом можно использовать блесну или «флай – фиш» , а вот на океане наоборот – он стоит на первом