Тема неудачной рыбалки в устном народном и литературном творчестве
А. Аникин

Введение.

        Бытует широко распространенное мнение о том, что в прошлом водоемы были значительно более зарыблены, чем в настоящее время. Настоящее исследование неопровержимо доказывает обратное, и автор берет на себя смелость утверждать, что не только, скажем, в прошлом веке, но и в значительно более отдаленном прошлом неудачный итог рыбалки был скорее закономерностью, чем исключением.

        Основанием для такого заключения явились русские народные сказки, предания и поговорки (рассмотрены в первой части), а также литературные источники от классиков русской литературы до наших дней (рассмотрены во второй части). Вряд ли даже маститые фольклористы и литературоведы смогут привести примеры описания удачных рыбалок в большем количестве, чем неудачных.

1. Тема неудачной рыбалки в народном творчестве.

        Утверждения о том, что в старину нельзя было зачерпнуть воды из реки, чтобы не вытащить при этом рыбу, лишены всякого основания. Ярким примером тому может служить известная пословица

        “Без труда не вытащишь и рыбку из пруда” [1]

        Даже в настоящее время рыбалка считается скорее отдыхом, способом проведения досуга, а не изнуряющим трудом. Как видно из [1], даже в весьма отдаленном прошлом для того, чтобы поймать одну (!) рыбку, необходимо было приложить максимум усилий (в противном случае не могла бы возникнуть указанная пословица).

        Еще более тяжелыми были условия жизни людей, всецело зависящих от рыбной ловли. Это относится к населению островов, а также высоких мест пойменных лугов и приморских плавней. Люди зачастую погибали от голода прямо с удочкой в руках, так и не сумев поймать ни одной рыбы. Единственным подспорьем в этом случае, спасающим людей от неминуемой гибели, были раки, плодившиеся в этих местах подчас в громадных количествах. При этом чем больше погибало на рыбалке и падало в воду людей, тем сильнее увеличивалась численность раков (см. также [6]). К этому периоду и к этим местам относится поговорка

        “На безрыбье и рак рыба” [2]

        Все-таки, согласитесь, обидно было этим людям, будучи царями природы, сознавать себя нижней ступенькой пищевой пирамиды, на вершине которой расположились членистоногие!

        Рассмотрим теперь упоминания о рыбной ловле в русских народных сказках. Вспомним хотя бы популярную сказку о лисе, волке и проруби. Характерными цитатами из этой сказки являются:

        “Ловись, рыбка, большая и маленькая” [3] и

        “Ясни, ясни, на небе звезды,
        Мерзни, мерзни, волчий хвост!” [4]

        Единственной новаторской стороной этой сказки явилось описание кардинально нового метода ловли “на хвост”, впрочем, оказавшегося не слишком уловистым. Абсолютно закономерно то, что даже при этом волк не сумел ничего поймать. Мало того, он остался без хвоста, что явно можно считать крайне неудачным итогом рыбалки. И это при том, что современные рыбаки с большим успехом ловят судака на бородки, сделанные из собачьей (Ю.О.Головин, 1999) и козьей шерсти. Можно с уверенностью утверждать, что успешной была бы и ловля на волчий хвост, но, к сожалению, этот материал стал весьма дефицитным – ведь волков, в отличие от рыбы, действительно стало меньше.

        Кроме того, неудачная рыбалка ярко описана и в “Сказке о Золотой рыбке”. Обратите внимание: старик трижды (!) забрасывал в море невод и только с третьего раза поймал одну (!) рыбку. Хотя попробуйте пройтись с маленьким бреднем по любому озеру – и я уверяю вас, что-нибудь да поймаете с первого раза. Оставим продолжение сказки для представителей псевдонауки: любому здравомысленному человеку ясно, что караси (а именно к этому виду должна была относиться Золотая рыбка) не умеют разговаривать человеческим голосом и исполнять желания.

        Единственной сказкой, в которой главный герой что-то умудрился поймать, является сказка о Емеле, который все-же изловил щуку в проруби. Но, во-первых, можно рассматривать этот нехарактерный эпизод как исключение, только подтверждающее общее правило, а во-вторых, возможно, что реальным прототипом сказки явился случай, когда во время зимней задухи упомянутый Емеля просто поднял обессилевшую рыбину, поднявшуюся в прорубь только для того, чтобы не издохнуть от кислородного голодания. Продолжение опять-таки оставим на совести сочинителей.

        Таким образом, видно, что в давние времена было очень тяжело добывать средства к существованию рыбной ловлей. Рассмотрим же во второй части, насколько изменилась ситуация с развитием научно-технического прогресса.

2. Тема неудачной рыбалки в литературных произведениях (XIX век – наше время)

        Однако с течением времени ситуация только ухудшилась. Теперь обычными результатами рыбалок становится не просто отсутствие или незначительность улова, но несравненно более печальные вещи.

        Н.В.Гоголь в “Мертвых душах” описывает один из таких случаев:

        “Влачители правого крыла остановились, увидя, что действительно случилась непредвиденная оказия: барин запутался в сети.
        - Вишь ты, - сказал Селифан Петрушке, - потащили барина, как рыбу.
        Барин барахтался и, желая выпутаться, перевенулся на спину, брюхом вверх, запутавшись еще в сетку. Боясь оборвать сеть, плыл он […], приказавши себя перехватить только поперек веревкой.”                [5]

        Спешим заверить читателя, что все закончилось хорошо – барин остался жив и здоров. Поэтому это нельзя еще считать самым неудачным итогом рыбалки. Несравненно более тягостный результат рыбалки встречается у А.С.Пушкина:

        “Тятя, тятя, наши сети притащили мертвеца…” [6]

        Итак, можно судить о том, что удачным итогом рыбалки в XIX веке считалось не наличие улова, а только лишь отсутствие летального исхода для самого рыболова. Это подтверждается и целым рядом других литературных произведений.

        Особняком в ряду трудов, посвященных рыбной ловле, стоят произведения великого русского сказочника и баснописца Л.П.Сабанеева, но, поскольку автор ограничен размерами статьи, он не может их рассматривать здесь.

        Посмотрим, что изменилось после Великой Октябрьской социалистической революции.

        В советские времена литераторы, жившие под непрестанным страхом ГУЛАГа, уже не отваживались писать о рыбалках, поэтому единственным источником, из которого можно почерпнуть хоть какие-то сведения, стали песни.

        Бодрым социалистическим духом (весьма далеким при этом от реальности) пронизана песня, в которой встречаются слова:

        “Шаланды, полные кефали,
        В Одессу Костя приводил…” [7]

        Однако же, автор располагает неопровержимыми доказательствами того, что в оригинале это место звучало следующим образом:

        “Шаланды, полные фекалий,
        В Одессу Костя приводил…” [8],

        а позднейшие изменения текста песни были сделаны прокоммунистической цензурой, опасавшимися, что враждебному капиталистическому миру станет известно о тяжелой экологической ситуации в Черном море.

        В настоящее время единственной песней, затрагивающей проблемы рыбной ловли, является песня группы “Манго-Манго” “Космонавты”. Поскольку времена “железного занавеса” уже позади, авторы песни воспользовались свободой слова и описали истинную ситуацию безо всяких прикрас:

        “Второй мой приятель, любитель рыбалки
        Поймал большую рыбу на крючок.
        Теперь его возят на кресле-каталке…
        Не тем ударился об воду, дурачок.” [9]

        Таким образом, мы видим, что по сравнению с прошлым веком, ситуация лишь незначительно изменилась в лучшую сторону, да и то, это связано только лишь с несравненно более развитым медицинским обслуживанием.

Заключение

        Из вышеприведенного со всей очевидностью следует, что в прошлом рыбы в реках было значительно меньше, чем теперь, а все описания былых удачных и сверхудачных рыбалок необходимо считать лишь ничем не обоснованной бравадой и эпатажем общественного мнения.

        Кроме того, рыбалку саму по себе следует признать одним из самых рискованных и непредсказуемых методов проведения досуга наряду с парашютным спортом, родео, корридой и прочими запрещенными в некоторых странах видами развлечений.


(с)Дом Рыбака - 2000