"Лунка" для карася.
Ю. Ломовский (Рыболов-клуб № 3 / 1999 г.)

В южных краях привереду карася ловят в таких "лунках" не только на традиционные приманки, но и на мякиш хлеба, замешанный на,.. компоте с малиной, вишней или клубникой...

Карась любит мелководья, заросшие камышом, кугой и прочей водной растительностью. Казалось бы: залез с удочкой по колено в воду или на лодке забился куда-нибудь в камыши, нашел чистое "окошечко", прикормил, затаился и — тягай себе рыбку. ан — нет, не все так просто! Далеко не каждый рыболов может похвастаться стабильными уловами хорошей рыбы в подобных условиях.

Залог успеха — это правильно выбранное место. А обустройство добычливой "лунки" в камышах — это целое искусство. Здесь есть несколько обязательных правил:

То, что успешную рыбалку определяет именно правильно обустроенное место, красноречиво иллюстрирует один случай.

Как-то в середине июня поехали мы с сыном на речку за карасями. Старательно сделали в камышах по всем правилам две "лунки" и получили в итоге чудесную рыбалку. Девятнадцать карасей от 300 до 800 г были нам достойной наградой. На следующий день в предвкушении хорошей рыбалки мы опять приехали на речку. Настроение испортилось напрочь, как только мы вышли к излучине, с которой хорошо были видны облюбованные нами камыши. На наших "лунках" с комфортом расположились два пожилых рыболова. В садках у них плавали по 2 — 3 мелких плотвички и сазанчик с ладошку. "Лунки" были превращены в огромные “окна”, в каждом мертво застыли по два поплавка. Сын, естественно, расстроился. Ведь мы накануне вечером прикормили место и рассчитывали на отличный клев. Я с трудом подавил в себе досаду и, чтобы как-то взбодрить сына, заговорщицким голосом предложил: - Давай-ка быстро сделаем "лунки" чуть ниже по течению реки и поучим мужиков ловить рыбу.

Стараясь не шуметь, вплотную к стене высокого камыша с едва видимыми в нем прогалинами, соорудили себе новые "лунки". Отгородили их от себя барьерчиком из камыша с набросанными сверху различными водорослями и прикормили размоченными корками ржаного хлеба. Глубина в "лунках" оказалась чуть больше метра — то, что надо. Настраивая удочки, я время от времени поглядывал на наши лунки , пытаясь угадать появление в них рыбы. Наконец дрогнула камышинка в нижней части "лунки", а потом кто-то раздвинул камыш и явно вошел в нее прямо из стены камыша. Захожу в воду. Справа от себя втыкаю в дно длинную металлическую подставку с крючьями, на которых располагаю брезентовую рукавицу с червями, полотняный мешочек с перловкой и мякишем хлеба, и закрепляю садок для рыбы; слева на срезанный камыш укладываю подсачек. Аккуратно забрасываю червя в самый центр "лунки". Поплавок, пройдя по течению несколько сантиметров, замер. Шевельнулся и опять замер. Потом заерзал на месте и, медленно заваливаясь на бок, отправился в прогалину. Подсечка — и серебряный карась упруго заходил на леске. Не пуская его в заросли, подвожу под него подсачек и вот уже тащу на берег. С трудом обхватываю его ладонью, снимаю с крючка и опускаю в садок. Слышу возню и громкие всплески в "лунке" у сына. Вскоре вижу его сияющую физиономию и подсачек с таким же карасем. Хороший клев продолжался около часа, а затем карась стал капризничать. Тронет насадку и отойдет. Периодически меняя виды насадки, выловил еще несколько штук. Солнце село за горизонт, навалились комары, и мы засобирались домой. Подошел один из горе-рыболовов и поинтересовался — на что мы так успешно порыбачили. Пожаловался на плохой клев, на неудачно выбранное место. Мы не стали объяснять ему причину бесклевья — сам разберется.