„Находка"

И. Кожурин (альманах Рыболов-спортсмен № 33/1973 г.)


Эту блесну я случайно приобрел на рыбалке у одного спиннингиста. Заинтересовала она меня своей оригинальной формой. Потому и назвал ее “находкой”. Уже лет пять с успехом ловлю на нее на подмосковных реках, бывал в других областях — не подводила она меня. Был бы клев...

Хорошо играет блесна на слабом и быстром течении, ловил я на нее в тихих омутах и в заводях. Удобна она тем, что не парусит при забросе и достаточно тяжела.

Поделюсь некоторыми тонкостями ловли на “находку”. После заброса блесну опускаю на дно, резким взмахом отрываю от него, делаю 6—8 оборотов катушки. Так повторяю несколько раз. Вторую половину пути опускаю блесну реже. Стараюсь “чувствовать” дно. Лучше всего показывает себя блесна на среднем течении при проводке вверх, поперек течения или наискось снизу вверх. Игра у нее мягкая, с небольшой амплитудой колебания и легким покачиванием с боку на бок. При более интенсивной проводке играет как “змейка”.

Расскажу об изготовлении блесны. Авторства конструкции себе не присваиваю, автор ее, надеюсь, меня не осудит. Моя здесь лишь технология изготовления.

Блесна состоит из двух половинок. Внешняя пластинка: заготовку (рис. 1) выбиваю пуансоном так, что получается только продольный выгиб. Поперечного изгиба добиваюсь, выгибая эту половинку блесны

с помощью молоточка на мягкой свинцовой наковаленке. Добившись необходимой формы, нагреваю пластинку на пламени горелки, предварительно смочив паяльной кислотой и положив в углубление свинец (лучше третник). Заливаю форму полностью, располагая ее под разным углом, чтобы выровнять поверхность. Окончательно выравниваю напильником.

Затем вырезаю вторую пластинку по размеру первой, подгоняю изгибы, смачиваю пластинку кислотой, облуживаю и приступаю к соединению пластинок. Для этого обе половины зажимаю плоскогубцами за “хвостик” (в точке В на рис. 3) и разогреваю. Как только третник начнет плавиться, другими плоскогубцами сжимаю блесну в точке А. Жду, пока третник затвердеет. Не снимая плоскогубцев с точки А, разогреваю середину блесны и, когда третник расплавится, перехватываю другими плоскогубцами в точке Б. Остается спаять хвостовую часть блесны, где прием повторяется. Если при спайке кое-где получилось неплотное прилегание краев пластин, пропаиваю паяльником. Кромки обрабатываю напильником. Как сделать отверстия, думаю нет нужды объяснять.

Вес блесны в среднем 30 граммов (без тройника). Может быть небольшое расхождение в весе (27—35 г) за счет количества “внутреннего содержимого” и его состава (свинец — блесна тяжелее, третник — легче). Но это, как я убедился, существенного влияния на игру блесны не оказывает.

Правда, изготовление блесны довольно сложно, но с опытом приходит и сноровка. Сейчас за 1,5—2 часа успеваю изготовить 8—10 блесен. Этого количества достаточно на сезон даже при ловле в закоряженных реках.

В последнее время я испробовал более легкий, упрощенный способ изготовления — без накладки и припайки верхней пластины. Заливаю только первую, основную, форму и не свинцом, а третником. Он дает иной блеск и не так темнеет. После заливки и обработки напильником поверхность полирую стальным предметом или толстой иглой, затем покрываю двумя слоями синтетического водостойкого клея, что хорошо предохраняет ее от окисления.

О цвете блесны. Испробовал я разные варианты и, в конце концов, остановился на желтом — цвет латуни. В наборе держу полированные и неполированные блесны. При надобности (пасмурная погода, мутная вода) поверхность блесны серебрю ртутной амальгамой, но тут же зачищаю тонкой истертой шкуркой. Холодный зеркальный блеск ртути уступает место матово-серебристой поверхности с теплым оттенком. Такая обработка, как я убедился, дает лучшие результаты. Очень хорошо серебрение, но без дальнейшей полировки.

Тройник ставлю № 10—12, шерстинками не маскирую, так как это ухудшает игру блесны.