Беседа о телескопах.
Генеалогия разновидностей золотой рыбки.
Н. Ф. Золотницкий, «Аквариум и комнатные растения», вып. 5-6,1916 год

Далеким прародителем телескопа является карась. Кто не знает карася? Думается, у многих из нас с этой рыбкой связаны воспоминания о далеком детстве, когда приходилось ранним весенним утром или теплым летним вечером просиживать с удочкой над прудом и без всякой жалости извлекать эти безобидные создания из их родной стихии; другие, может быть, знакомы с ней по тому веем известному блюду, которое значится в ресторанных меню под названием «карась в сметане»; для тех же, которым никогда не приходилось видеть карася, он демонстрируется сегодня.

Карась принадлежит к классу костистых рыб, из семейства карповых, он водится преимущественно в прудах с илистым дном, но попадается и в реках; он распространен по всей Европе и Азии. Большинство карповых рыб, как, например, карп, шереспер, линь и карась, обладают свойством изменять свою первоначальную окраску при изменении условий существования. Это-то свойство карася нас в данном случае более всего в нем и интересует. Установлено, что карась, изъятый из своей обычной обстановки, при которой он живет на воле,» перенесенный в какой-либо бассейн или аквариум, со временем теряет темные и коричневые хроматофоры, и его окраска вместо обычной становится изжелта-золотистой.

Подметив это явление, китайцы им воспользовались и со свойственным этому народу терпением, путeм долголетней планомерной культуры воспитали вид карася с постоянной золотистой окраской, которого мы в настоящее время и знаем под названием «золотая рыбка».

Занимаясь культурой золотой рыбки, китайцы, а затем и японцы получили сначала 5 видов ее, различных по окраске: золотисто-желтую, темно-красную (карминовую), белую (серебряную), пеструю (арлекина), бесчешуйную (розовато-белой окраски). С годами эти виды, вероятно, уже больше не удовлетворяли искусных культиваторов, они стали искать новых и вот, заметив способность золотой рыбки отклоняться от своего первоначального вида по отношению к форме тела, глаз и плавников, они стали развивать полученные, может быть, случайно ненормальности, тщательно отбирая соответственных производителей, а может быть, и прибегая к каким-либо приспособлениям по отношению к выращиванию и выкормке своих питомцев.

Результатом многих лет такой культуры и явились многочисленные разновидности золотой рыбки, из которых первичным видом был, как говорят, в а к и н, отличающийся от золотой рыбки только трехлопастным хвостом. За ним следовал значительно отличающийся от этого вида риукин, у него округлое укороченное тело, трехлопастной хвостовой плавник уже удлинен и почти достигает длины корпуса, заднепроходной плавник(анальный) двойной. Далее идут ранчу, или маруко, разновидность, попавшая в Японию из Кореи, но тем не менее очень любимая в Японии; эта рыбка обладает толстым яйцевидным телом с небольшими грудными и брюшными плавниками, хвостовой плавник о трех•лопастях, спинной и заднепроходной плавники отсутствуют. Чешуя крупная, слабо держащаяся на коже. В потомстве этой рыбки иногда появляются рыбки безчешуйные. Японцы обращают большое внимание на окраску этих рыбок. Особенно ценными являются экземпляры, у которых жаберные крышки и плавники цветные при бесцветном остальном теле. Еще большую ценность представляют рыбки, у которых по телу расположены равномерно небольшие цветные пятна или если у них окрашена одна только голова или хвостовая часть. Не менее интересным результатом японской культуры является оранда (названная в Германии львиной головой), отличающаяся от предыдущей разновидности более коротким корпусом и более длинными плавниками; характерный признак ее это разращение вздутий и бородавок, усеивающих почти сплошь всю голову рыбки. По отношению к этому виду существуют предположения, что для получения указанных разращений культиваторами применяются особые колпачки и специальная раскормка. Затем есть указания на то, что это признак не постоянный и быстро исчезающий при изменениях в условиях ухода. Предполагают также, что оранда получилась от скрещивания ранчу и риукина.

Путем скрещиваний ранчу и оранды получилась разновидность шукин, отличающаяся длинными плавниками и иногда отсутствием чешуи и спинного плавника.

Разновидность деме, или демекин, является прародителем наших телескопов. Характерные признаки ее: округлое, короткое тело, двухлопастной хвост, короткие плавники, а главное, выпуклые глаза.

От скрещивания демекина с ранчу получилась необычайно оригинальная разновидность, известная у нас под названием небесное око с характерными шарообразно-выпуклыми глазами, ось зрачка которых направлена не в сторону, как у телескопов, а вверх к небу, отсюда и название. Ценность этой рыбки прямо пропорциональна правильности положения зрачков глаз: другим обязательным признаком этой разновидности является полное отсутствие спинного плавника; остальные плавники неразвиты. При выращивании этой разновидности обнаружилось, что особенную трудность представляет получение рыбок с двумя совершенно одинаковыми глазами, так, например, из выводка в 100 экземпляров получается едва половина без спинного плавника, а из этой половины приблизительно только 1/3 имеет более или менее правильные глаза, то есть зрачками вверх.

Кроме вышеперечисленных, более или менее основных видов, можно указать еще на прототип известного вам вуалехвоста, называемого веерохвостом, с небольшим, укороченным, с боков сжатым телом, с заостренной головой и с короткими, толстыми и широкими плавниками. Вид этот встречается в Северной Америке. Родственным вуалехвосту будет также вид, называемый кометой. Это обыкновенная золотая рыбка с необычайно удлиненным одинарным хвостовым плавником, лопасти которого также удлинены, иногда удлинены также и грудные и брюшные плавники.

Телескопы и вуали попали в Европу впервые в сентябре 1872 года.

Скрещиванием телескопа с вуалехвостом как в Германии, так и у нас в России, особенно в Москве, получили всем теперь известную и излюбленную нашими любителями разновидность, которую называют телескоп-вуалехвост. О прелести чисто китайских и японских разновидностей нам приходится судить, к сожалению, только по изображениям таковых, так что трудно составить себе верное о них представление; если же мы попробуем сравнить эти изображения с последним словом нашей собственной культуры, особенно московских любителей, то есть с телескопом-вуалехвостом, то по красоте, в любительском смысле, разумеется, первые, несомненно, уступают последним. Причина кроется, вероятно, в более тщательном подборе производителей и в лучших условиях ухода, которым пользуются наши рыбки.

Московские любители положили немало труда на улучшение породы телескопа и вуалехвост». Одним из пионеров по разведению этих разновидностей был покойный Андрей Сергеевич Мещерский; его телескопы, выведенные от лучших производителей, которых он привозил из-за границы, говорят, отличались красотой по окраске и оперению. Патриархом но этому спорту по справедливости может быть признан Митрофан Иванович Фаворский, который в свое время имел лучших телескопов, Владимир Матвеевич Десницкий также славился своей коллекцией как телескопов, так и вуалехвостов. Затем, кто не помнит телескопов Горского, который выводил специально бесчешуйных рыбок с замечательно нежным оперением; его телескопы, как мне помнится, вообще отличались изяществом как в отношении окраски, так и формы, не говоря уже про оперение. Англичанин Рейнворт предпочитал телескопов и вуалей с гребнем (наростами) в виде шлема на голове. Паппе выводил исключительно черно-бархатных телескопов с богатым оперением и аккуратным корпусом: у него мне довелось видеть однажды телескопов оригинальной серебристо-перламутровой окраски; получить такой экземпляр хотелось ужасно, но, увы! - это было невозможно, так как хозяин их был странный господин, он ревновал свою рыбу ко всем и крайне неохотно с нею расставался. Мухановские телескопы были известны своими глазами-стаканчиками. Иван Дмитриевич Смирнов старался получить телескопов с очень выпуклыми и большими глазами и действительно у него были экземпляры с такими глазами, что глаза эти качались при каждом движении рыбки, и казалось иногда - еще движение и глаза отвалятся. Д. П. Козлову удавались черные телескопы с высоким спинным плавником и юбочным хвостом. Вашему покорному слуге пришлось развести телескопов с высоким спинным плавником. Всего, разумеется, не перечтешь, но и этого достаточно, чтобы понять, что московские разводчики относились с любовью и терпением к этому спорту и сделали не мало для развития его. Самой модной разновидностью за последние годы был сначала в Германии, а затем и у нас тигровый телескоп, то есть телескоп, напоминающий по своей пятнистой окраске будто бы тигра. Название, по-моему, не совсем удачное, так как у тигра темные полосы расположены правильными рядами, тогда как у так называемого «тигрового» телескопа окраска просто пестрая и состоит из разных цветов; скорее бы ему подошло название «пегого» телескопа.

Говоря о разновидностях, нельзя обойти молчанием разновидность телескопа с трехлопастным хвостом, описанного в 1902 году Г. А. Делавалем. Хвостовой плавник представляет в данном случае странное образование, он состоит из 3 одинаковых лопастей почти такой же длины, как и корпус самого телескопа; эти лопасти срослись у основания хвоста в своей верхней части на протяжении 5 миллиметров, нижними краями лопасти не срослись; заднепроходной плавник одинарный и помещается между левой и средней лопастью хвоста. Эта рыбка родилась в 1900 году от отца, имевшего расчлененный двухлопастной хвост и удлиненное тело, и матери с телом более округлым и также двухлопастным хвостом, но сросшимся у основания.